Члены правительств Татарстана и Ульяновска заговорят по-английски, а последние защитят еще и кандидатские диссертации
Виктория Чернышева, Казань – Ульяновск, Ольга Кондрева
Главы сразу двух российских регионов озаботились образованием своих чиновников. Если в Казани им придется не только перейти на “ты” с компьютером, но и освоить разговорный английский, то в Ульяновске предстоит еще защитить кандидатскую диссертацию.
Причем, как сообщили в пресс-службе президента РТ, установлен даже конкретный срок освоения английского языка: он для каждого чиновника индивидуален, но в любом случае составляет не больше года. Форма обучения произвольная. Но уже известно, что большинство министров и их замов решили повышать профессиональный уровень за свой счет. Лишь в министерстве сельского хозяйства и продовольствия индивидуальным занятиям предпочли централизованные курсы для всего аппарата ведомства.
Сам президент Рустам Минниханов начал изучать язык международного общения, еще будучи премьером республики. Сейчас он не только понимает английскую речь, но и вполне может общаться с иностранцами без переводчика. Недавно в этом лично убедились легионеры волейбольного клуба “Зенит-Казань” Ллой Болл и Клэйтон Стэнли. Адресованные американцам поздравления по поводу очередной победы команды в чемпионате России по волейболу президент Татарстана произнес на английском.
В том, что незнание чиновниками английского языка может негативно сказываться на развитии инвестиционной привлекательности региона, убежден и премьер-министр республики Ильдар Халиков. Еще будучи мэром Набережных Челнов, он усадил за парты почти всю администрацию города, предоставив подчиненным возможность изучать английский без отрыва от основной работы. Сам-то он владеет им свободно.
Блестящие знания языка уже сейчас демонстрируют и некоторые республиканские министры. К примеру, министр экономики Марат Сафиуллин свободно переходит с русского на татарский, с татарского на английский и наоборот. В совершенстве владеют иностранным и вице-премьер Николай Никифоров, и министр образования и науки Альберт Гильмутдинов. Без переводчика общаются с англичанами министр здравоохранения Айрат Фаррахов и министр строительства, архитектуры и ЖКХ Марат Хуснуллин.
Но, как бы там ни было, вполне возможно, что в конце года и им, и тем, кто до сих пор в совершенстве владел другим иностранным языком или читал и переводил лишь со словарем, предстоит пройти языковой тест. И вполне вероятно, что чиновникам, чьи знания английского языка вдруг окажутся не на уровне, придется поискать другую работу.
Понятно и то, почему президент Татарстана Рустам Минниханов расширил список требований, предъявляемых к министрам и их заместителям. Сделано это в рамках подготовки к Всемирным студенческим играм, которые пройдут в Казани в 2013 году. А вот требования ульяновского губернатора на последнем аппаратном совещании выучить английский язык снова удивили его подчиненных. По поручению Морозова, чиновники должны будут заниматься как минимум два часа в неделю. Например, по субботам.
Идея эта не новая: еще в 2008 году после посещения выставки недвижимости MIPIM, которая прошла в Каннах, Морозов заявил, что представители Ульяновской области не смогли полноценно пообщаться с потенциальными инвесторами – помешал языковой барьер. Именно тогда губернатор заявил, что чиновники должны выучить английский, а затем пройти тестирование. Но дальше слов тогда дело не пошло.
Еще один вклад во “всеобщую образованность” сделал глава региона: до 1 июня министры областного правительства должны сообщить Морозову тему будущей научной работы, а до 2013 года – защититься. Сам губернатор несколько месяцев назад уже защитил кандидатскую по экономике.
– Семь из 31 руководителя правительства Ульяновской области имеют ученые степени в различных областях науки. Соединение теоретических знаний и практического опыта поднимает их на принципиально новый уровень. Эти люди – гордость нашего кадрового состава, – написала тогда в своем блоге руководитель аппарата регионального правительства Светлана Опенышева.
Между тем, далеко не все чиновники горят желанием садиться “за парту”: многие из них и без того загружены работой. К тому же, по мнению экспертов, заставлять заниматься наукой насильно – бесполезно.
– Защита кандидатских диссертаций не должна быть массовым явлением, и уж тем более не должна реализовываться в столь сжатые сроки, – считает профессор, заведующая кафедрой политологии и социологии УлГУ Нина Дергунова. – С одной стороны, губернатор действует в рамках общемировой тенденции гуманиторизации политической элиты. Но занятие наукой должно быть осознанным, а не по принуждению. Что же касается идеи выучить всем чиновникам английский язык… А почему не татарский, на котором разговаривает достаточно большая часть жителей нашего региона? Или не стран СНГ, с которыми у нас достаточно обширные связи? Любой язык можно выучить за полгода, если заниматься только этим, и больше ничем. Но вопрос – нужно ли это всем?
По мнению Дергуновой, никаких юридических оснований для увольнения чиновников, которые не защитят кандидатскую или не выучат язык, у губернатора нет. И все эти инициативы можно воспринимать лишь как “настоятельное пожелание”.