(Дмитрий Александрович Рябов

Родился 2 октября 1976 года в городе Ульяновске. В 1998 году окончил Ульяновский государственный технический университет, факультет «Менеджмент организации», в 2001 году – аспирантуру по специальности «Управление народным хозяйством». Был индивидуальным предпринимателем, работал директором торговых предприятий (ООО «Прима-Люкс», ООО «Дарс»). С февраля 2005 года являлся заместителем мэра города Ульяновска по промышленности, предпринимательству, транспорту, связи и инвестициям.

С мая 2006 – министр инвестиций и внешних связей правительства Ульяновской области; в июле 2008 года назначен заместителем председателя правительства Ульяновской области, курировал вопросы предпринимательства, инвестиционной деятельности региона и туризма. С мая 2009 года занимает должность генерального директора ОАО «Корпорация развития Ульяновской области», где руководит деятельностью по сопровождению инвестиционных проектов на всех стадиях реализации, включая вопросы привлечения инвестиций в Ульяновскую область, развития инфраструктуры промышленных зон, индустриальных парков и технопарков на территории Ульяновской области. Женат, воспитывает 2 сыновей)

Генеральный директор Корпорации развития Ульяновской области Дмитрий Рябов – о том, как и за счет создавался хороший инвестиционный климат в регионе.

В Ульяновске – инвестиционный бум. Еще пять-семь лет назад об этом можно было только мечтать. В то время родина Ленина плелась в хвосте российских регионов, и казалось, ничто не сможет изменить сложившийся порядок вещей. Кардинальные перемены начались четыре года назад, когда новое региональное руководство всерьез взялось за работу по созданию привлекательного инвестиционного климата. О том, как и за счет чего решалась эта задача, о нынешнем этапе данной работы и ее перспективах рассказывает генеральный директор Корпорации развития Ульяновской области Дмитрий Рябов.

– Корпорация развития Ульяновской области была создана в начале прошлого года для решения очень важной задачи по привлечению инвесторов. Эта работа дает отдачу – Ульяновская область сегодня действительно выступает в амплуа региона, привлекательного для инвесторов, о чем лет пять-семь назад можно было только мечтать. Вот лишь некоторые факты: в январе этого года сразу две крупные самарские компании заявили о своем интересе к региону – это ОАО КБ «Солидарность», компания «Виктор и К°», занимающаяся крупными проектами создания торгово-развлекательных центров. В декабре прошлого года ЗАО «Самара-Нафта» выиграло торги на пользование недрами на Новомалыклинском участке, свой бизнес в Ульяновской области намерен развивать крупный сельскохозяйственный холдинг из Сибири. Ульяновск уже де-факто стал популярным объектом для инвестиций. Стало ли для вас неожиданностью то, что отдача, на которую вы рассчитывали, появилась так скоро?

– Нет, неожиданностью для нас это не стало. Дело в том, что отдача, о которой вы говорите, появилась не в последний год, когда, собственно, была создана Корпорация развития, а гораздо раньше. Мы ее ощущаем как минимум последние 3-4 года. Если взять статистику, то за последние четыре года объем инвестиций в наш регион вырос с 12 млрд рублей в год до пятидесяти. Так что те самарские компании, которые вы упомянули, это лишь часть, причем небольшая, тех инвесторов, для которых Ульяновская область представляет определенный интерес.

Мы начинали эту работу еще в составе правительства, в котором я возглавлял министерство инвестиций и внешних связей, затем весь функционал министерства был перенесен в Корпорацию развития. Мы посчитали, что эффективней в рамках одной структуры выполнять все функции по привлечению инвесторов, ведению хозяйственной деятельности, в том числе участвовать в «упаковке» проектов, продаже, привлечении инвесторов. То есть работать не в статусе государственного учреждения, а в ранге акционерного общества 100%— ный пакет акций которого принадлежит области. Посчитали, что этот механизм более эффективный.

Если говорить о тех проектах, которые уже реализованы в течение последних 3—4 лет, то следует отметить, что к нам за этот период зашло порядка десяти только иностранных компаний с мировым именем. Естественно,

мы заинтересованы, чтобы в регион в первую очередь входили именно такие транснациональные компании, которые приходят с самыми современными технологиями, менеджментом, стандартами ведения бизнеса, высоким уровнем оплаты труда, расчетом не на заемные, а на собственные средства при реализации крупных проектов.

Всемирно известная компания «Марс» уже построила в Ульяновске две свои фабрики, плюс к этому у нас с ними есть соглашение о строительстве еще двух предприятий. Свой пивоваренный завод построила также известная компания САБМиллер, причем завод был построен в рекордно короткие сроки, а объем инвестиций составил более 7 млрд рублей. В регион вошли немецкие компании Кварцверке (Quarzwerke) и Хенкель (Henkel), французские ФМ Логистик (FM Logistic) и Легран (Legrand) и другие. Всего, несмотря на кризис, у нас в активной стадии реализуется более 40 крупных инвестиционных проектов. Из них около пятнадцати предполагают строительство новых предприятий. Мы в прошлом году открыли пять новых заводов, столько же планируем открыть в этом.

Если говорить о направленности реализуемых проектов, то они очень разнообразные. Так, в прошлом году началась реализация масштабного проекта, связанного с открытием в Ульяновске саll-центров крупных федеральных компаний. Мы смогли договориться с двумя структурами, выиграли тендер, и сегодня компания МТС уже заканчивает строительство своего контактного центра для всего Поволжья. Там будет трудоустроено порядка 1500 человек, набор персонала уже идет. Часть своих сервисных служб в Ульяновскую область заводит Альфа-групп. Этот проект предусматривает несколько этапов, и сейчас, несмотря на некоторые задержки, связанные с кризисом, создаются площадки, идут ремонтные работы.

Мы работаем в разных отраслях, и большое значение имеет именно функция привлечения инвесторов. Как я уже сказал, в последние годы мы работали с очень крупными компаниями, это была штучная работа, персональная. Встречались, проводили презентации, вели переговоры. Для того чтобы это стало возможно, необходимо было создать задел здесь, непосредственно на территории. Создать условия, которые бы оценили инвесторы и которые бы нашли отражение в рейтингах. По оценке агентства «Эксперт РА», по уровню инвестиционного риска мы по итогам прошлого года заняли 11 место по стране, а два года назад были где—то на шестидесятом. По динамике снижения рисков и повышения уровня общественной безопасности область в тройке лучших по России. Я считаю, что это достаточно серьезный рывок.

– Вы сказали о том, что, выстраивая свою инвестиционную политику, областное правительство и ваша корпорация в первую очередь рассчитывали привлечь крупные транснациональные корпорации, и это удалось сделать. А как вы работаете с российскими инвесторами? Какие регионы являются для вас приоритетными в плане возможного привлечения бизнеса на вашу территорию? Какие преференции получают инвесторы?

— Действительно, я отметил, что на первом этапе мы очень рассчитывали привлечь в регион крупные транснациональные корпорации, и нам это удалось. Нам нужен был стартовый рывок, и мы его совершили. Естественно, что на этом работа с потенциальными инвесторами не заканчивается, могу сказать, что на нынешнем этапе мы не видим особой разницы между, скажем, самарскими компаниями или инвесторами, например, из Татарстана. Нам интересны и те и другие, и главным здесь является то, чтобы приходящие в наш регион компании успешно реализовывали свои проекты, создавали новые рабочие места.

Что касается работы с отечественными инвесторами, то сейчас стоит задача, которую перед нами поставил губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. Суть ее в том, чтобы донести информацию о нашем регионе до соседних субъектов Федерации и в рамках реализации этой задачи подготовить подробную презентацию Ульяновской области, в первую очередь для бизнеса, работающего в Самарской и Нижегородской областях, а также Республике Татарстан. Ни для кого не секрет, что эти регионы считаются наиболее развитыми в экономическом плане субъектами Федерации в Приволжском федеральном округе, поэтому у бизнеса в этих регионах наверняка есть необходимость расширения.

Если говорить о преференциях для инвесторов, то должен отметить, что все они четко прописаны в нашем инвестиционном законодательстве. Мы традиционно предоставляем льготы по налогу на имущество, по налогу на прибыль. В прошлом году в связи с кризисом ввели понятие проекта, реализуемого в особых условиях. В рамках этой программы, любой инвестор, который к нам приходит и инвестирует более 200 млн рублей, получает льготу по налогу на прибыль, льготу по налогу на имущество, а также субсидии на строительство всей инженерной инфраструктуры и подключение к сетям всех естественных монополий. Иными словами, если вы приходите с проектом строительства гостиницы или, скажем, создания какого-то производства, то получаете все льготы, предоставляемые регионом, плюс субсидии на приобретение в собственность земельного участка, если он находится в государственной или муниципальной собственности. Это серьезная поддержка. Кроме того, у нас действует программа формирования и развития промышленных зон, так как мы понимаем, что основной приоритет инвестиций – промышленность. На сегодняшний день у нас активно реализуются три зоны, в частности «Заволжье». Зона имеет площадь 500 га, вся земля была выкуплена у пайщиков и принадлежит Корпорации развития. К участку подведена вся необходимая сетевая инфраструктура. То есть любой инвестор может взять у нас земельный участок в аренду или купить его, сразу же получить все техусловия и приступать к строительству. Если инвестор крупный и выгодный для региона, земля может быть передана ему в собственность практически безвозмездно, за чисто символические деньги. Я считаю, что вот этот момент, связанный с возможностью получить землю в собственность, является едва ли не самым главным – для любого инвестора очень важен понятный статус, он его и получает, приобретая землю. Как показала практика, особенно важно это для иностранных инвесторов.

Программа промышленных зон позволила нам реализовать четыре проекта. Это уже упомянутые мною предприятия «Марс», САБМиллер. В этой же зоне у нас появятся предприятия других компаний, с которыми в настоящее время ведутся переговоры.

Понятно, что мы заинтересованы в том, чтобы этот процесс шел активнее, но здесь следует отметить, что привлечение каждого инвестора – это, по сути, штучная работа. Она требует больших усилий и постоянного рекламирования нашей деятельности на различного рода ярмарках и выставках, чем мы и занимаемся. Например, в текущем году в общий областной план выставочно—ярмарочной деятельности включены около 150 таких мероприятий, примерно две трети из них – с очным участием руководства области, специалистов Корпорации развития, представителей отраслевых министерств и ведомств.

На каждом из них проводим обстоятельную презентацию, представляя возможности нашего региона.

Радует, что работа по привлечению крупных инвесторов стала одной из приоритетных для руководства нашей страны. Повышением инвестиционной привлекательности, целевым инвестиционным маркетингом региона мы занимаемся уже пятый год и теперь получаем, скажем так, серьезную идеологическую и моральную поддержку. Неудивительно, что конкурировать за крупные инвестиционные проекты становится все сложнее, в стране достаточно активно развиваются особые экономические зоны. В этом плане нам приходятся соперничать с Татарстаном,

Липецкой областью, в скором времени такая зона появится в Тольятти. Но мы конкуренции не боимся, будем продолжать эту работу и дальше.

– Под управлением Корпорации развития Ульяновской области находятся технопарк, Фонд гарантийных поручительств, Волгатехнопорт, другие структуры. Как бы вы оценили их работу? Какие возникают проблемы и с чем в основном они связаны?

– Волгатехнопорт – наша дочерняя структура совместно с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК), она было создана для реализации проекта особой портовой экономической зоны. Мы еще полтора года назад выиграли конкурс, потом начался кризис и нашу заявку пересчитали, уменьшив ее почти на порядок – с 6,5 миллиарда до 760 млн рублей в плане участия федерального правительства. Но нас это не смущает. Мы разделили зону на пусковые комплексы, и первый из них площадью 120 гектаров будет сейчас реализовываться в рамках постановления, подписанного премьером Владимиром Путиным 31 декабря прошлого года. В настоящее время готовимся к конкурсу на отработку концепции зоны, затем — конкурс на проект детальной планировки территории, а дальше — строительство и реализация.

Что касается технопарка, то, понятно, речь в данном случае идет об инновационной деятельности. Здесь так -же есть конкретные проекты, которые начинались с идей и заканчивались практической реализацией. Например, проект строительства малых ГЭС на сточных водах «Водоканала». Сегодня на базе технопарка идет активное взаимодействие с Роснано, в ближайшее время мы планируем заключить с этой госкорпорацией договор о сотрудничестве в рамках специальной программы. Уже создан специальный проектный офис, который занимается упаковкой проектов для Роснано. В дальнейшем офис будет выполнять сервисную функцию по сопровождению принятых проектов.

– Осенью прошлого года вы сетовали на то, что из-за кризиса существенно поубавилось предложений в сфере инвестиций в коммерческую недвижимость. Ситуация не изменилась? Как оцениваете перспективы данного направления?

— Знаете, у меня есть неплохое понимание данной тематики, и мы в этом плане в текущем году рассчитываем сделать существенный шаг вперед. Судите сами. Уже в этом году в Ульяновске было сдано два крупных торговых центра по 15 тыс. кв. м каждый. В феврале открыли один из самых крупных в России гипермаркетов сети «Магнит», он занимает площадь 18 тыс. кв. м. Плюс к этому рассчитываем на открытие в новом городе торгового центра «Перекресток», в связи с кризисом этот проект был временно заморожен. Площадь этого объекта – 35 тыс. кв. м. В моем понимании, после завершения всех этих проектов новый город будет серьезно перегружен торговыми площадями. Если взять, например, Ульяновский проспект основную магистраль нового города, то там сплошь торговые центры, причем весьма крупные. Все эти объекты в левобережном Заволжском районе города.

На правой стороне Волги также достаточно много подобных объектов. Здесь был заморожен проект строительства ТРК «Аквамолл» на 50 тыс. кв. м. Строительство будет возобновлено, соответствующие переговоры с банком по финансированию уже завершены. Рассчитываем на то, что первая очередь этого торгового центра будет завершена за полтора года. Открылся торговый центр «Пушкаревское кольцо» площадью 28 тыс. кв. м. Плюс к этому у местных девелоперов было заморожено еще два крупных проекта, по ним окончательного решения пока нет, но переговоры ведутся, причем активно. Кроме того, ведется подбор двух площадок, где будут построены еще два магазина сети «Магнит». Так что потребности в торговых площадях закрываются даже местными девелоперами, и если вы говорите о том, что самарская компания «Виктор и К°» рассматривает Ульяновск в качестве площадки для реализации крупных проектов, то уже сейчас можно сказать, что конкуренция в этом секторе рынка будет очень высока.

На мой взгляд, есть ниши в сфере гостиничного бизнеса. Существующие в городе отели не имеют требуемого сейчас уровня сервиса, поэтому мы провели большую работу, и 16 апреля был заключен контракт с самарской строительной корпорацией «Авиакор», которая и стала застройщиком нового отеля. Возможность для строительства небольшой гостиницы есть в новом городе, и мы сейчас достаточно активно ищем застройщика, предлагаем площадки.

Что касается офисной недвижимости, то, на мой взгляд, данный вопрос сейчас мало актуален, а вот в сфере логистических проектов есть серьезные перспективы. Здесь свой проект уже реализует французская компания FM Logistic, в ближайшее время наверняка появятся резиденты в сфере авиационной логистики в портовой зоне. Вообще говоря, у Ульяновской области очень сильные позиции именно в плане создания здесь крупных логистических комплексов. Во-первых, объективно регион очень выгодно расположен географически, во-вторых, у нас уже есть «каркас» необходимой инфраструктуры – два аэропорта, речной порт, железная и автодороги. С появлением нового моста через Волгу, я думаю, наши позиции в данном вопросе серьезно упрочились, и здесь наверняка будут масштабные проекты. По крайне мере планы на этот счет у нас очень серьезные.

– В конце прошлого года президент Дмитрий Медведев дал поручение проработать проект возобновления производства транспортных самолетов «Руслан» на Ульяновском авиазаводе «Авиастар». Как вы считаете, это будет способствовать росту инвестиционной привлекательности Ульяновской области?

– Безусловно. Ведь одна из основных задач нашей Корпорации развития – реализация проекта с весьма

амбициозным названием «Ульяновск – авиационная столица России». Это очень сложный проект, он включает в себя много составляющих, начиная от брендинга, проведения массовых мероприятий и форумов и заканчивая созданием и развитием новых производств на базе «Авиастара». Здесь уже есть успехи. Во-первых, это создание портовой зоны, о чем я уже говорил. Сюда будут заходить компании, локализующиеся как поставщики, в том числе и «Авиастара». Но не только. Я полагаю, что задача намного шире, она предусматривает создание производств, работающих и на другие проекты, реализуемые, в том числе и в других регионах, например проект пассажирского самолета «Сухой – SuperJet». Портовая зона дает лучшие экономические условия для развития таких производств. Во-вторых, и наша корпорация, и региональное правительство активно занимаются вопросами загрузки самого «Авиастара». Сам по себе проект возобновления производства «Русланов» – очень масштабный, но помимо него имеются еще два проекта. Первый – завод по производству композитного крыла, мы выиграли соответствующий тендер и будем активно заниматься данной тематикой. Второй проект – конвертация самолетов корпорации «Airbus» из пассажирского варианта в грузовой на производственных площадях «Авиастара». Первоначально данный проект планировалось осуществлять в подмосковном Жуковском, но позже решение было принято в пользу Ульяновска. Мы рассчитываем, что все это в течение пяти ближайших лет позволит полностью загрузить наш авиазавод. Плюс к этому – портовая зона, как площадка для локализации, плюс реализация нескольких образовательных проектов на базе нашего высшего училища гражданской авиации. В настоящее время мы ведем переговоры с «Люфтганзой» и рядом других известных авиакомпаний на предмет открытия ими в Ульяновске своих профильных высших учебных заведений.

– Является ли сферой интересов Корпорации развития Ульяновской области Ульяновский автозавод?

– В меньшей степени, чем «Авиастар» и другие проекты. УАЗом в большей степени занимается «Солерс», причем достаточно успешно. Автозавод неплохо развивается, активно сотрудничает с иностранными партнерами, с помощью которых, в частности, расширяется модельный ряд.

– Каковы первоочередные задачи вашей корпорации на текущий период?

– Задачи нам ставит губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, и они достаточно масштабные. В целом мы рассчитываем к 2012 году по уровню социально-экономического развития войти в пятерку субъектов Приволжского федерального округа и в двадцатку – в целом по России. Согласитесь, это очень серьезная и ответственная задача для региона, который еще пять лет назад считался депрессивным.

Но я уверен, что такая задача для нас вполне выполнимая — ведь, как я уже сказал, мы за последние четыре года прошли колоссальный путь, и теперь Ульяновская область уже не та, что была 5—6 лет назад.