Виктория Чернышева
На втором открытом фестивале кино- и телепрограмм для семейного просмотра имени Валентины Леонтьевой, который прошел в Ульяновске, приз за главную мужскую роль в фильме “Разжалованный” достался Александру Михайлову.
Замечательный актер, не снимавшийся довольно долгое время, по его же признанию, нашел в режиссере картины Владимире Тумаеве друга, близкого по духу. Со сцены Михайлов заявил, что это второй за всю его долгую творческую карьеру приз именно за актерскую работу – первую он получил много лет назад, за фильм “Очарованный странник”.
Александр Яковлевич дал довольно откровенное интервью журналистам, в котором рассказал об “экологии души”, “многосемейном кино” и о том, почему он, после шестилетних уговоров, согласился преподавать во ВГИКе.
– Что такое, по-вашему, семейное кино? “Любовь и голуби” к нему относится?
– Думаю, да. “Мужики” – семейное кино. “Одиноким предоставляется общежитие” – “многосемейное”… Вообще, я считаю, что если нет семьи, не будет и государства. В самом названии “семья” заложен извечный смысл – “семь я” – минимум семь человек. Сейчас, увы, все это деградировало, ушло в прошлое. Я отношусь ко всему философски – то, что происходит, так и должно происходить. Но душа болит. Сегодня делается все возможное, чтобы ударить по самому больному: все настроено на то, чтобы разрушить семью, низвести ее до уровня животных отношений.
У меня есть своя формула: сегодня время безОбразное – то есть, с отсутствием образов. Примитивные слоганы, сквернословие становится нормой. Вроде бы идет серьезный разговор о школе, прочих вещах… Но недавно выключил “Камеди клаб”, это смотреть невозможно. Отсутствует самое главное – стыд, а это божий камертон. Мордюкова гениально сказала, когда ее спросили, что такое современный кинематограф: “Открыли пошире ворота, и хлынула туда вся нечисть. А еще этот цианистый калий телевидения…”. А почему, – спрашивают, – цианистый калий? Это же яд! Она отвечает: “Ну как же, вот человек думает: я сегодня на телевидении был – и жена увидит, и любовница, и дети, жующие кашу. И все синеют от радости”. Потрясающее сравнение! Мне очень близка эта точка зрения.
Но, как сказал мой батюшка, чем больше этого безобразия будет, тем лучше. У безобразия нет двух вещей – чувства меры и чувства стыда. Во все века все это было, есть и будет – вечная борьба между добром и злом. Кто победит? Время, терпение.
– Ваша программа, которую вы представили в Ульяновске, называется “Экология души”. Это просто красивое название или что-то большее?
– Это словосочетание имеет для меня прямой смысл. Свою программу я обычно начинаю с того, что зажигаю свечу и внутренне читаю молитву. Это не кликушество, это мой храм, мой диалог с высшими силами. Я пережил серьезную драму, был на том свете (эта история связана с участием Михайлова в спектакле “Смерть Ивана Грозного” – прим. авт.). Я считаю, что всякое слово материально. Скажи человеку, что он свинья – он рано или поздно захрюкает. А если сказать, что в нем есть божественное, он встанет на иной уровень, расцветет, как лотос. Все в природе живо, взаимосвязано. Это и есть экология души.
– Вы начали преподавать во ВГИКе…
– Да, меня в течение шести лет уговаривали, и, наконец, в прошлом году уговорил Алексей Баталов. Я счастлив, что прошел через огромное количество классических произведений. Я переиграл всего Чехова; первой моей работой был Раскольников в “Преступлении и наказании”, потом – “Идиот”… Я богат – мне есть, чем поделиться. 80 кино- и 60 театральных ролей дают право что-то дать ребятам.
Вы знаете, после того, как я вернулся с того света, мне Господь дал одну штуку – я вижу людей, их ауру, их свет. Эта внутренняя освещенность для меня очень важна. В основном я набрал себе ребят на курс с этим светом. И практически все поющие. Мы уже сделали кое-что: такого в истории института еще не было – выпустили диск “Дорогами войны”. Думаю, он не оставит вас равнодушными.
Когда говорят, что сегодня “не та молодежь”, то скажу так: это было и во времена Сократа. Главная проблема сегодня, на мой взгляд, заключается вот в чем. В последней серии “Школы”, директор, в исполнении дочери Папанова, говорит маленький монолог. Его суть – мы одиноки в этом мире. Нет контакта между людьми…
– Роль в фильме “Разжалованный” для вас нехарактерная. Как вы себя в ней чувствовали?
– Это сценарий, который меня взволновал. Я не люблю горы трупов и море крови – это не моя стихия. Я в эти игры не играю принципиально. Для меня хотя бы не участвовать в этом – это уже маленький, но поступок. К сожалению, сегодня убить человека – все равно, что высморкаться. Самое страшное – не то, что это происходит, а то, что мы к этому привыкаем.
Мне симпатичен поступок моего героя. Он, разжалованный, из когорты униженных, оскорбленных, уничтоженных психологически, но выживших людей. Он говорит мальчишкам, которые с ним: “Почему я на фронте с вами? Вас же учить, сопляков, надо”. Дай Бог, чтобы таких фильмов было больше.
– Вас миновала звездная болезнь?
– У меня ее не было. Я так воспитан своим предками. Были моменты, когда на меня часто надевали корону, погоны, медали, но я их всегда сбрасывал. Звания у нас в России нужны для чиновников, чтобы лишний раз тебе не плюнули в лицо.
Сохранять в себе храм сегодня непросто. Как сказал Христос, я в три дня создам храм, я в три дня и разрушу его. Это разрушение чувствуется каждый день. Поэтому, кстати, я и согласился преподавать. Все, что происходит, вокруг, меня волнует. Перефразируя классика, “актером можешь ты не быть, а гражданином быть обязан”. Меня спрашивают – бывают же хорошие актеры, но скверные люди! Это редкое исключение.
В прошлом году я объездил весь Дальний Восток. И когда на границе от Хабаровска до Владивостока (а мы плыли по реке Большая Уссурийка), я насчитал четыре пограничные вышки, на которых были муляжи, это меня очень задело. Наш черноморский флот сегодня во много раз слабее турецкого флота – вот до чего довели распри между Украиной и Россией. Деревни дышат на ладан. Уничтожается все. Я хочу, чтобы каждый понял: наша задача – сохранить то, что было завоевано нашими предками. И таких людей, как я, очень много, и среди моих братьев-актеров.
– Вы снялись еще в одной картине Владимира Тумаева – комедии “Китайская бабушка”…
– Я еще не видел эту картину, не знаю, что я там сделал. Это фильм, конечно, не уровня “Любовь и голуби”, но в те моменты, когда я озвучивал роль, я улыбался. А это со мной бывает очень редко. Это теплая, светлая картина. Тем более роли там исполняют Ира Муравьева, Нина Русланова, Владимир Толоконников… Володя Тумаев – очень атмосферный режиссер. Вообще, смысл каждого актера – это вечный поиск “своего” режиссера. Вот сегодня, спустя 10-15 лет, я нашел друга, близкого по духу, и режиссера.
– Кого, по-вашему, можно назвать сегодня великим русским актером? Никита Михалков сказал так о Дмитрии Дюжеве.
– Я боюсь слова великий, гениальный. Я очень хорошо отношусь к Дюжеву – в нем есть удивительная трогательность и судьба. Я влюбляюсь в чужой талант. И могу поучиться – мне интересно было работать с Сережей Безруковым, и много я от него почерпнул. Интересно было посмотреть на работу в “Острове” даже не Сухорукова, а именно Дюжева. Что-то в этом притягательное есть. Эту загадку я буду разгадывать, наверное, много лет. Наверное, великий актер – это “актер судьбы” – это когда есть что-то такое, что я не могу понять. Это божие дела.
– Как вы относитесь к римейкам старых фильмов, съемкам их продолжений?
– Мне поступали предложения снять продолжение “Любовь и голуби”, “Мужики”… Но я против этого: что-то в этом есть не очень хорошее.. Понимаете, есть завершенное произведение. А высасывать из пальца, выдумывать что-то дальше сюжету… Может быть, какое-то исключение и возможно, но я пока не видел такого.
– Вы в третий раз в Ульяновске, какие впечатления от города?
– Вы знаете, я погулял по улицам, и у меня возникла мысль: а что, если в Ульяновске собрать уникальные памятники Ленину? Выделить под это огромное пространство, перевезти сюда Мавзолей с Красной площади (но Ленина сначала захоронить). Ведь в Ульяновск тогда не зарастет народная тропа! Люди бы приезжали сюда, видели все это и говорили: вот есть такая страница в истории России. Здесь этот человек родился, вырос, а потом перевернул сознание миллиардов людей.