Начинается суд над поставщиками автобусов, небезопасных для школьников

МИХАИЛ БЕЛЫЙ, Ульяновск

Вчера в Ульяновске было передано в суд уголовное дело в отношении руководителей местной фирмы, обвиняемых в поставке не соответствующих требованиям безопасности школьных автобусов. По данным следствия, бизнесмены сумели прокрутить аферу общероссийского масштаба. Вместо полноценных автобусов дельцы направили в 58 регионов страны свыше 400 «уазиков», не подходящих для этих целей. Прокуратура указывает на то, что под угрозу были поставлены жизни нескольких тысяч детей.

Руководители ульяновской компании «Взлет», официального дилера Ульяновского автозавода, 42-летняя Яна Вансовская и ее 34-летний заместитель Виктор Черноморченко ждут начала судебных разбирательств. Как рассказал «НИ» старший помощник прокурора Ульяновской области Василий Зима, уголовное дело против бизнесменов было возбуждено за поставку сельским школам в рамках приоритетного национального проекта «Образование» 442 машин «УАЗ-220694», не отвечающих требованиям безопасности. По его словам, в ноябре 2006 года Федеральное агентство по образованию заключило по итогам конкурса с фирмой «Взлет» государственный контракт стоимостью свыше 123 млн. руб. на поставку микроавтобусов для перевозки учащихся образовательных учреждений 58 российских регионов.

«В ходе расследования удалось установить, что руководители компании включили в заявку на участие в конкурсе не соответствующие действительности сведения, – говорит Василий Зима. – Зная, что Ульяновский автозавод не изготавливает технику, разработанную для сельских образовательных учреждений, Вансовская и Черноморченко предоставили фиктивные документы о соответствии автомобилей государственному стандарту, предусмотренному для школьных автобусов».

В частности, отметил представитель прокуратуры, переданные школам в рамках нацпроекта «уазики» не были оборудованы специальными детскими креслами и дополнительной системой безопасности. По мнению следствия, масштабная афера могла стоить жизни детям, которых перевозили на этих автомобилях.

Яне Вансовской и ее заместителю предъявили обвинение по двум статьям УК РФ – части 1 статьи 201 «Злоупотребление полномочиями» и пункту «а» части 2 статьи 238 «Сбыт товаров, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, совершенный группой лиц по предварительному сговору». Санкции статей предусматривают до шести лет лишения свободы.

По мнению председателя Всероссийского педагогического собрания Валентины Ивановой, в последнее время ситуация со школьным транспортом в стране улучшилась. «Много автобусов было закуплено в рамках федеральных программ, на эти цели также выделили деньги сами регионы, – рассказала г-жа Иванова «НИ». – Однако не может не настораживать тот факт, что в этой сфере наметились столь серьезные злоупотребления».

Между тем уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Ульяновской области Константин Долинин считает, что проблема перевозок школьников по-прежнему стоит остро, особенно в сельской местности. «У нас до сих пор во многих деревнях детей возят в школу на лошадях. Потому что либо автобуса просто нет, либо он сломался, либо водитель пьяный», – заявил «НИ» детский омбудсмен. По его словам, стоит тщательно проверить и используемый сегодня школьный транспорт. «Рассчитывать на то, что для школ приобретут «хаммеры», я бы не стал. А ведь во многих регионах только на внедорожнике и можно проехать. Если «уазики» у нас под запретом, то в таком случае актуальным остается только гужевой транспорт», – добавляет наш собеседник.