Причина срыва запуска регионального сердечнососудистого центра – кондиционеры

Радик ШАЙМИЕВ

В областном правительстве сейчас неспокойно: все ожидают приезда министра здравоохранения и социального развития России Татьяны Голиковой. Волноваться есть о чем: сосудистый центр, который оказался в центре внимания Татьяны Алексеевны во время ее прошлого визита в Ульяновск, по-прежнему не запущен. Впрочем, некоторые изменения все же произошли: после нашей предыдущей публикации на эту тему из фойе хирургического отделения наконец-то убрали простаивающие без дела ангиограф и компьютерный томограф. На большее сил пока не хватило. Вот только куда они, эти силы, ушли? На что были потрачены огромные деньги из областного бюджета? Почему их израсходовали так, что сегодня руководителям региона стыдно смотреть в глаза своим федеральным коллегам? Давайте попробуем разобраться.

Дело и люди

Для начала войдем в курс дела, обозначив главные действующие лица. После разноса, устроенного министром, местная власть бросилась исправлять положение. Были выделены новые средства (более восьми миллионов рублей) чтобы наконец таки «добить» вопрос – привести помещения в областной больнице в надлежащее состояние. Областное государственное учреждение «Ульяновскоблстройзаказчик» (действующее лицо №1 – ЗАКАЗЧИК), возглавляемое Геннадием Шляпиным, объявило конкурс – все как положено. Победителем в нем стало ООО «Стройторгмонтаж» (действующее лицо №2 – ПОДРЯДЧИК), с которым был заключен «Государственный контракт №8-2009» по объекту «Реконструкция существующих зданий ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница» под региональный сердечно-сосудистый центр» на сумму 7 278 529 рублей. Срок действия – до 31-го декабря 2009-го. Чуть позднее было заключено дополнительное соглашение, которое увеличило эту сумму до 8 005 571 рубля. Как только все будет сделано, ПОСТАВЩИК (действующее лицо №3) установит медоборудование, и будет всем счастье.

Контракт сопровождало техническое задание, в котором обозначался весь объем работ. Подрядчику предстояло выполнить:

1) ремонт помещений;

2) общестроительные работы на промежуточные конструкции под крепление ангиографического аппарата;

3) вентиляционные работы;

4) сантехнические работы;

5) электромонтажные работы;

6) кондиционирование.

В соответствии с ТЗ выполняется проект, в соответствии с которым ПОДРЯДЧИК осуществляет всю свою деятельность на объекте. Эта важная миссия была доверена «Ульяновскгражданпроекту» (действующее лицо №4 – ПРОЕКТИРОВЩИК). Итак, все необходимое для начала сделано – приступаем…

Вентиляторы вместо кондиционеров

Вот тут и начинает зарываться собака. Сразу же возникли сложности. Оказалось, что изготовление, доставка и монтаж оборудования для кондиционирования (на его покупку в смету было заложено 1,8 миллиона рублей) – процесс весьма небыстрый. Почему никто об этом не подумал при составлении проекта – непонятно. Но это не самое главное. А главное – что при таких сроках сосудистый центр не удастся открыть в январе. И тут в коллективном разуме ЗАКАЗЧИКА рождается гениальная идея: «А давайте переделаем проект и поставим другую систему кондиционирования». ПОДРЯДЧИК развел руками: «Дело ваше, мне все равно». ПРОЕКТИРОВЩИК почесал затылок: «Там же особые условия, сложная техника. Надо обосновать документально, что новое оборудование не хуже!». ЗАКАЗЧИК уверил: «Все предоставим, а вы пока переделайте быстро – время уходит!». Что примечательно: стоимость замены раз в 15-16 меньше 1,8 миллиона, которые должны быть потрачены на первоначально запланированную покупку – чуть больше 100 тысяч рублей. Если говорить по-простому – это обычная система принудительного притока и оттока воздуха. Если еще проще, речь идет о двух вентиляторах – один вдувает, а другой выдувает. А как же охлаждение? А для охлаждения необходимо установить дополнительный агрегат. Но эта штука (возможно, даже, неплохая) в Россию не поставляется и здесь не сертифицирована. То есть достать ее можно только «серым» путем. Вот тут бы ЗАКАЗЧИКУ остановиться! Но нет, он отчаянно шел к своей цели – заполучил на руки новый проект (так и не предоставив обоснования) и дал отмашку ПОДРЯДЧИКУ. Ремонт сделан, вентиляторы готовы вдувать-выдувать, заветный охлаждающий девайс на подходе… В общем, наш паровоз вперед летит!

Под ковер

И ту внезапно перед скоростным локомотивом зажигается красный свет: представитель больницы в комиссии по приемке работ, главный инженер УОКБ Родионов отказывается принимать объект, так как он не соответствует необходимым условиям в части кондиционирования. Он заявляет, что под угрозу поставлен сам проект ССЦ, так как любая проверка с легкостью обнаружит, что установлено несертифицированное оборудование. Более того, лечить людей в такой операционной невозможно — санитарные нормы нарушены. Как говориться, приехали. Итак, ситуация: ПОДРЯДЧИК свою работу согласно проекту выполнил, деньги освоены – назад не потребуешь. Демонтировать все, что уже установили, покупать новую сплит-систему, делать все, как задумывалось с самого начала – это новый контракт и новые деньги. А ведь еще за этот нужно отчитываться, ведь восемь миллионов, потраченные впустую – это не шутки. Что делает наш ЗАКАЗЧИК? Он подписывает акт выполненных работ (то есть отпускает ПОДРЯДЧИКА с миром) и ложиться на дно. А точнее – уходит «под ковер». То есть начинает решать проблему неофициальным путем. И, следует отметить, в этом весьма преуспевает. В это трудно поверить, но 18 мая на расширенном заседание по вопросу пуска регионального сосудистого центра, ни губернатор, ни руководство Минздрава не имели к ЗАКАЗЧИКУ никаких вопросов. Как будто и не было госконтракта и выделенных на его исполнение миллионов рублей. Голос подали лишь представители УОКБ: «Мы неоднократно сигнализировали ЗАКАЗЧИКУ о том, что ничего из его затеи не получится! Мы указывали на все несоответствия!». Но людей в белых халатах прервал сам Сергей Морозов: «Мне тут не нужны разборки! Давайте лучше будем думать, как нам вместе закончить то, что начали!». В общем, сказал – как отрезал.

Построили? Ломаем!

Тут же выяснилось, что ЗАКАЗЧИКУ доверено выполнение нового контракта. Объект тот же самый: «Реконструкция существующих зданий ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница» под региональный сердечно-сосудистый центр». Сумма, правда, поменьше, всего 1,14 миллиона рублей, но тоже на дороге не валяются. Работы по контракту должны быть совершены следующие:

1) Демонтаж подвесного потолка под прокладку кабеля (то есть разобрать то, на что была потрачена часть тех восьми миллионов! – прим. авт.);

2) Прокладка силового кабеля к ангиографу;

3) Чистовая отделка предоперационной и операционного зала ангиографа.

А как же кондиционеры? В календарном плане, подписанном директором ЗАКАЗЧИКА Геннадием Шляпиным, есть такая графа: «приобретение и монтаж кондиционера», однако именно к этому заказу он, не относится. То есть либо будет еще один, либо эту непосильную ношу хотят переложить на кого-то другого. Например, на областную больницу. А что, очень удобно: новый заказчик начнет разгребать завалы, тратить деньги – и в результате этого все прежние просчеты скроются сами собой.

Чистосердечное признание…

В третьей декаде мая в УОКБ было собрано рабочее совещание с участием руководителей больницы, представителей Минздрава, ЗАКАЗЧИКА, ПОСТАВЩИКА и компании, занимающейся продажей систем кондиционирования. Здесь грозно-примиряющая сила в лице Сергея Ивановича отсутствовала, и разговор шел откровенный, по существу. Вот несколько цитат из протокола:

«Шляпин Г.П. Сообщил, что ранее, когда делали вентиляцию, с представителями фирмы «ПОСТАВЩИК» (заменено авт.) ничего не согласовывалось»;

«Егоров В.А. (ведущий инженер-строитель ОГУ «Ульяновскоблстройзаказчик») сообщил, что решение об установке вентиляции было принято по той причине, что в установленные сроки получить кондиционер было невозможно, срывалось выполнение госконтракта . Поэтому 10-го сентября 2009-го года было направлено письмо о замене кондиционеров вентиляцией. Замену согласовал директор «Ульяновскгражданпроекта» (ПРОЕКТИРОВЩИКА – прим. авт.) Журавлев. Однако согласование это было с тем условием, что система вентиляции будет полностью соответствовать предъявляемым требованиям для кондиционирования в операционной. После установки вентиляции потолок (тот самый, который нужно демонтировать по новому контракту – прим. авт.) был заделан потому, что сдавать его комиссии без этого было нельзя. На вопрос директора УОКБ Моторина Г.П. о возможности сдачи работ без прокладки кабель-каналов ответить не смог. Подтвердил, что имеющаяся система вентиляции никаким параметрам по климатическому режиму не соответствует».

Сумму, необходимую для покупки и установки новой сплит-системы озвучил представитель фирмы, торгующей таким оборудованием – 2,6 миллиона рублей. Необходимо вспомнить, что деньги на это уже выделялись и БЫЛИ ОСВОЕНЫ! А кондиционера все нет. «Где деньги, Зин?» Вопрос, которым явно необходимо задаться прокуратуре. Хотя, кажется, там уже о чем-то таком думают: первого июня сотрудники прокуратуры беседовали с человеком, который в УОКБ занимается инженерными сетями по теме готовности ССЦ. Но вернемся к совещанию. Больница, предчувствуя, что ее хотят оставить крайней, поставила вопрос ребром: кто будет заниматься демонтажем вентиляции, покупкой и установкой кондиционера? ЗАКАЗЧИК, и без того находящийся в неудобнейшем положении, спасовал и взял эту ответственность на себя. Вот официальные итоги встречи:

• Работы по приобретению и монтажу кондиционера выполнять генподрядчику – ОГУ «Ульяновскстройзаказчик»;

• Генподрядчику проектную документацию согласовывать с представителем фирмы «ПОСТАВЩИК» (заменено авт.);

• Рекомендовать ЗАКАЗЧИКУ подготовить претензию ПОДРЯДЧИКУ по приточно-вытяжной вентиляции, которая не соответствует техническому заданию, и решить вопрос по демонтажу существующей вентиляции.

…но не раскаяние!

На последний пункт следует обратить особое внимание. Фактически, оно подтверждает ответственность ЗАКАЗЧИКА за неэффективно освоенные средства: «Заказ вы давали? Работу вы принимали? Ну так разберитесь, в чем там дело! Спросите с ПОДРЯДЧИКА». Казалось бы, все по справедливости. Однако врачи рано облегченно вздохнули. На состоявшемся первого июня в областном Минстрое заседании министр Александр Букин озвучил свое решение: «С ЗАКАЗЧИКОМ мы тут сами разберемся, а новые деньги осваивать (читай – вычищать авгиевы конюшни – прим. авт.) вам». Иными словами, забудьте про неизвестно на что потраченные «кондиционные» средства, не нужно искать виноватых в их разбазаривании (хищении???), давайте решим эту проблему – вашими руками, господа медработники! Перед г-ном Шляпиным хочется в очередной раз снять шляпу за его мастерскую работу «под ковром». Руководству УОКБ стоит пожелать удачи – без особой надежды, но искренне. Ну а жителям Ульяновской области остается только сожалеть о двух с гаком миллионах рублей, вынутых из нашего общего кармана и потраченных в никуда. Татьяна Алексеевна, может, хоть Ваши мозги запудрить не получится, а?

От редакции: копии этой статьи будут отправлены всем ее героям и «героям» для получения комментариев. Официальные документы, легшие в основу статьи, будут опубликованы вскоре – следите за обновлениями.