Владимир КОРШУНОВ

Последний звонок! Наконец-то! Никогда так не ждал этого дня, как теперь, когда учатся мои дети. Даже когда учился сам. Можно перевести дух от бесконечных «тестов», разнообразных и, как бы это помягче сказать, «своеобразных» программ обучения и даже ни на что не «складываться», а значит, сэкономить семейный бюджет.

Впрочем, с экономией я погорячился. Ничего не получится. Завтраков, обедов, продленки, охраны и культпоходов, конечно, летом не будет, зато…

Костюм (2,5 – 3 тысячи), спортивная форма (800-1 200), обувь (600-700), сменная обувь (столько же), кроссовки (300-500), рубашки 2-3 минимум (600-900). Детские вещи у нас стоят почему-то дороже взрослых. Хотя понятно почему. Дети растут, а спрос определяет цену. Итого 6,5 тысячи только на одежду к школе. Это на одного, а у меня их двое. А еще тетради – обычные и так называемые «печатные», а еще учебники и канцтовары, новые ранцы. На двоих это еще тысяч восемь. Да, образование теперь не сказать, что в цене, но стоит недешево. Впрочем, это еще и не само образование, а только подготовка к нему.

То, что школьное образование со времен моей школьной юности сильно изменилось, я понял сразу, когда заглянул в учебники своих детей. Новые учебники – это целая «педагогическая поэма». Учебники по труду, «окружающему миру», по рисованию… В довесок к ним цветные «печатные» тетради примерно такого же объема. Жду, когда догадаются выпустить учебники по физкультуре и пению. Это же великолепный бизнес! Родители все купят. А если учесть, что единой программы сейчас нет и почти в каждом классе своя программа, издательский бизнес – бизнес вечный. Содержание программ – это вообще отдельная песня.

«Вырежи», «склей», «вырежи и наклей» – эти задания «съедают» в итоге больше времени, чем подготовка уроков по математике и русскому. У образования сейчас новые приоритеты. Государству нужен обслуживающий персонал. А умные, грамотные люди – это и дорого, и хлопотно. «У меня нет возможности объяснять вашему ребенку два раза! У меня их в классе 17!». Я даже не нашелся, что ответить. Нас-то в классе было 40, и каждому учитель объяснял едва ли не по 40 раз.

Да, образование теперь стало другим. Объяснять – времени не хватает. Зато так называемые «тесты» дети пишут с первого класса, едва ли не каждую неделю. Бывает и по два раза в день. «Успехи», то есть результаты «тестов» – не радуют. Взял я как-то образец такого «теста» и посмотрел на него… как баран на новые ворота. Также и жена. В общем два человека с университетским, кстати педагогическим, образованием остались в полном недоумении. А ведь это «работа» для ученика 1-го класса!

Был у нас в университете такой предмет – «История педагогики». Нам рассказывали, что в 60-70-е годы прошлого века в США уже пытались «сэкономить» на всеобщем образовании. Появилась и стала внедряться теория «свободных» школ. Для детей из богатых семей остались гимназии. Для всех остальных – «свободные» школы. Это когда приходит преподаватель в класс, еще лучше (дешевле) – в спортзал, читает лекцию – одну на всех – и… уходит. Хочешь – слушай, хочешь – кури марихуану, хочешь – вообще не ходи. Потом «тест». Потом справка об образовании. Едва «первые ласточки» выпорхнули из «свободных школ» в большую жизнь, американский конгресс сразу же был вынужден закрыть «свободные» школы и вернуться к обычным – классическим. Пусть это дорого, но функциональная безграмотность населения обойдется обществу гораздо дороже. Американцы это сразу поняли.

У нас до «свободных» школ, конечно, еще не дошло, но ведь идет! Идет наше образование год за годом, и именно туда, то есть в никуда. Контроль (тесты) вместо знаний, чехарда программ, неадаптированные под обычного ученика, а порой и безграмотные учебники, нищенская зарплата учителей… Государство делает вид, что учит, ученики – что учатся, родители либо ничего не понимают, либо учат детей сами на дому (если есть такая возможность). Или вот еще – «оптимизация». Что это иное, как не экономия на образовании. А вернее – фикция вместо образования. Слово-то какое нашли! Нет бы просто сказать: «У нас на образование ваших детей нет денег». Нет, говорят, что «образование станет еще более оптимальным». Это как? Когда одна школа на район, одна гимназия на губернию и один университет на округ? Для всех, кому не повезло (главным образом с деньгами), – «свободные» от знаний школы? Ни к этому ли идет дело? Но ведь так уже было. Правда, лет 200-250 назад. Как будет? Те, от кого зависит судьба «среднего всеобщего», кажется, уже решили. А мне что-то не думается, да и не хочется думать об этом. Последний звонок прозвенел. На три месяца можно расслабиться. Впереди каникулы. Для родителей теперь это больше, чем праздник.