Ульяновск принимал столичных гостей II Открытого фестиваля кино и телепрограмм для семейного просмотра имени Валентины Леонтьевой «От всей души». Телеведущий Леонид Якубович, актриса и кинорежиссер Светлана Дружинина, режиссер Владимир Тумаев, актеры Светлана Крючкова, Александр Песков, Лев Прыгунов и многие другие провели творческие встречи, кинопоказы, мастер-классы. Мы предлагаем вам поближе познакомиться с актером советского и российского кино, заслуженным артистом РСФСР Львом Прыгуновым и сценаристом, режиссером, преподавателем ВГИКа Владимиром Тумаевым.

Стиляга, художник и поэт

Это все о Льве Прыгунове, который привез для зрителей кинофестиваля выставку живописи «Энергетический реализм».

Актер снялся более чем в 70 картинах, среди них — «Увольнение на берег» (1962 год, роль Николая Валежникова), «Утренние поезда» (1963 год, Сева), «Они шли на Восток» (1964 год, итальянский солдат Баццоки), «Дети Дон-Кихота» (1965 год, средний сын Дима Бондаренко), «Трактир на Пятницкой» (1977 год, «Француз»), «Колье Шарлоты» (1984 год, Парин), «Криминальный квартет» (1989 год, Лева), телесериалы «Участковая» (2009 год, Каверин), «Десантура» (2009 год, больной в санатории)…

Открытие экспозиции, на которой представлено полсотни работ – натюрморты, авангард, портреты, состоялось в Областной научной библиотеке имени В.И.Ленина. Пообщаться с автором пришли поклонники его таланта. Рисовать Лев Георгиевич начал с 12 лет, брал частные уроки в Алма-Ате – городе, где родился и вырос. Как профессиональный художник состоялся, по его словам, благодаря общению в студенческие годы с художниками. Сначала рисовал в перерывах между съемками. Первую профессиональную картину сделал в 1971 году в Германии. Затем перерыв, и снова за кисть. С 1989 года вступил во Всемирную ассоциацию художников. Работы оказались востребованными. Немало их попало в частные коллекции США, Великобритании, Франции. Активно участвует в выставках, часто сопровождающихся казусами. Так, в 1981 году директор кинотеатра «Ударник», где актер представлял картины, выдал справку о том, что «живописную выставку Льва Прыгунова с такого по такое-то число посетили 350 тысяч человек». На другой — в книге отзывов нашел такую запись: «Надо быть или хорошим художником, или актером. Не вижу ни того, ни другого». Сам же Лев Георгиевич к собственному творчеству относится оптимистически, оценивая его на «хорошо». Любимые сюжеты – бутыли, сосуды и старинные книги. Литературе – особое почтение. Уже в молодые годы «перелопатил» произведения Бальзака, Бунина, Куприна, Карамзина. Наконец сам начал писать стихи. На вопрос, как в нем уживаются поэт, живописец и актер, говорит:

— Все, что со мной произошло после школы, случилось благодаря знакомству с ленинградской богемой и желанию познавать новое. Сначала два года проучился на биологическом факультете Алма-Атинского педагогического института. Понял, что педагог из меня никудышный и нужно жизнь менять. Поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии, окончил в 1962 году. И это были самые интереснейшие годы. Познакомился со студентами филфака — любителями джаза и пижонами, но блестящими знатоками литературы, поэзии, истории, кино, музыки. Бродский, Найман, Бобышев, Женя Рейн и Лева Лифшиц, ныне знаменитый в Америке литературовед, литератор и поэт Лев Лосев – все мы были «корешами».

Как говорит Лев Прыгунов, компания очень следила за западной модой. Гонялись за заграничными вещами. Вершиной гардероба считались громоздкие американские ботинки, которые прозвали «шузы с разговорами» и белый плащ, обязательно носившийся застегнутым до верхней пуговицы и с поднятым воротником. Когда встречались вместе, выворачивали изнаночную сторону у одежды, чтобы показать бирку – вещь действительно из Америки.

В 1972 году Бродский эмигрировал в США. И увиделись они только в 1989 году. Тогда Прыгунов поехал за границу и три дня прожил у поэта. Бродский постоянно присылал актеру из Америки свои книги с автографами. Подарил нобелевскую речь — их всего 300 экземпляров. У Льва Прыгунова — 33-й с шикарным автографом и «печатью» любимого кота Миссисипи.

По поводу партийной системы в СССР отзывается так:

— Упоминание о ней сопровождается негативными мыслями. А суть понял еще школьником. На уроке в алма-атинской школе мальчик, у которого по приказу Сталина расстреляли всю семью, плюнул в его портрет. После инцидента пропали и мальчик, и несколько учителей.

Вот уже долгие годы Лев Георгиевич придерживается философских взглядов на мир с точки зрения принципов пустоты и наполняемости, преломления и отражения, прозрачности. Верит в теорию переселения душ.

Оставайтесь самими собой!

Каким должен быть актер кино, какова задача режиссера, что такое итальянский неореализм и «эффект Кулешова» – об этом шла речь на встрече студентов актерского отделения УлГУ со сценаристом, продюсером, режиссером, преподавателем ВГИКа Владимиром Тумаевым.

Вначале Владимира Ивановича попросили рассказать о себе.

— Окончил режиссерский факультет ВГИКа в 1983 году, учился у Марлена Хуциева и Сергея Скворцова. Мои первые фильмы — короткометражки «Идиот» (приз «За лучшую режиссуру» на кинофестивале в Тбилиси в 1988 году), «Будни прораба Зорина», «Поездка к сыну» (главные призы в Москве в 1986 году, в Клермонт-Ферране в 1988 году, Оберхаузене в 1987 году, призы «За лучшую режиссуру» в Алма-Ате, Тбилиси, в Туре и Анжире). Полнометражные — «Лунные псы», «Танки грязи не боятся». В Ульяновск на кинофестиваль привез военную драму «Разжалованный». Вскоре на экраны выйдет последняя работа — «Китайская бабушка», где снимались Ирина Муравьева, Нина Русланова, Александр Михайлов, Владимир Толоконников.

— О чем ваши фильмы? — вопрос от молодых людей.

— Главное для меня – психология человеческих отношений, поведение людей в разных ситуациях. Фильмы снимаю о жизни. Например, в основу сюжета «Лунные псы» легла реальная статья из газеты о воспитаннице детского дома, больной СПИДом. Она потеряла родителей, друзей, радость к жизни и доверие к людям. С ней остается только бездомный пес. В «Разжалованном» — два бойца комендантской роты получают приказ доставить на военный трибунал разжалованного лейтенанта, обвиненного в трусости. По пути следования группа наталкивается на тяжело ранен- ных, оставленных в лесу с хирургом. Один из них узнает в бойце-конвоире бывшего комбрига, скрывающегося под чужим именем. Но разбираться, кто есть кто, некогда, появляются фашисты, и надо спасать беспомощных людей.

— Может ли актер кино играть в театре и наоборот?

— Сказать однозначно нельзя. У каждого своя специфика. Кто был занят в фильме, иногда не подходит для сцены, а актер театра – для экрана, но в то же время обе профессии взаимосвязаны.

— В чем вы видите режиссерскую задачу?

— Раскрыть необходимые черты характера актера для конкретного фильма. Здесь хочу дать вам совет. Когда вас режиссер по фото отобрал для проб и пригласил на встречу, оставайтесь самими собой. Не нужно стараться украсить себя, манерничать или изображать суперзвезду. Это отвлекает режиссера от первостепенной задачи и сразу портит впечатление.

После того, как Владимир Тумаев ответил на вопросы, он рассказал о работе режиссера на съемочной площадке с непрофессиональными актерами. В качестве примера был представлен отрывок из кинокартины «Дневник сельского священника» Робера Брессона: молодой священник прибывает в свой первый приход, деревню на севере Франции. Но никто не говорит с ним откровенно, он не имеет реальных контактов с жителями… В фильме заняты непрофессиональные актеры, использованы живой звук и натурные съемки. Владимир Тумаев познакомил аудиторию с классикой итальянского неореализма – драмой «Похитители велосипедов» Витторио де Сика 1948 года, рассказал об «эффекте Кулешова», основателя русской школы кино, — если смонтировать в разном порядке одни и те же отснятые кадры, то появится новый смысл. Заключительным аккордом встречи студентов УлГУ и московского гостя стал показ короткометражного фильма «Столичный скорый» — современного образца работы режиссера Артема Антонова с непрофессиональными актерами.