Чем дальше, тем более нелогично и непрозрачно выглядит решение городских чиновников закрыть несколько школ по причине «оптимизации». Под предлогом эффективного расходования бюджета на образование (но без всякого экономического расчета) школы тасуют, как карты. В пятницу, 4 мая, к уже известному перечню закрываемых школ внезапно добавляется еще одна: 64-я. Последняя ли?..

Дневник оптимизации

2 июня

О событиях 31 мая, когда мне сообщили о ликвидации 71-й школы, написано ниже. В понедельник стало известно, что на 12 часов 2 июня, в среду, назначен педсовет школы №71 с участием чиновников управления образования, и что в этот же день должно пройти заседание комитета гордумы по образованию. Решение выглядело логичным, и я, было, решил, что за два дня удастся разобраться – откуда «растут ноги» ликвидации 71-й, находящейся в моем избирательном округе, №14. Но тщетно.

Сергей Кузьмин, зампредседателя Гордумы, сообщил, что заседание комитета назначено на 16 июня: на 2 число никаких заседаний комитета не планируется. Звонок начальнику управления образования несколько озадачил: Людмила Соломенко сказала, что действительно, на вечер 2 июня назначено совещание в думе, проводить его будет председатель, но мне лучше позвонить ему. Василий Гвоздев подтвердил информацию о совещании, однако высказал пожелание провести его в отсутствие депутатов, а только со своими заместителями и директорами школ. Мол, в таком, «компактном» составе, заседание пройдет более конструктивно и без эмоций. А о содержании встречи, мол, мы, депутаты, в округах которых закрываются школы, узнаем в понедельник, 7 мая, на совете думы. На что я ответил, что все равно приду в гордуму. «Конечно, я не имею права запретить депутату присутствовать на совещании», – согласился Гвоздев…

В 12 часов 2 июня педсовет в 71-й состоялся, но без обещанного участия чиновников: они в это время находились на очередном совещании, однако, вечером обещали быть. Несмотря на экзамены, в школе было полно учеников с плакатами и родителей. Директор школы, Татьяна Терехина, попросила родителей дать ей возможность провести педсовет без их участия, чтобы спокойно поговорить с учителями. Однако, к тому, что было известно в понедельник, Татьяна Владимировна добавить ничего не смогла: никаких документов и управления образования о ликвидации школы так и не поступило.

На совещании в гордуме в очередной раз было заявлено, что слияние-ликвидация проводится в соответствии с планом оптимизации, и ее (оптимизации) цель – эффективность использования бюджетных средств и повышение качества образования. О причинах ликвидации 71-й было сказано буквально две фразы: ее ученикам предоставят места в 72, 81, 73, 75 и 17 школах. А в 71-ю «переселяется» медколледж. В результате такой «рокировки» освобождаются два занимаемые им детсадовские здания. (Забегая вперед, скажу, что директор медколледжа узнал о своем переселении 2 июня… из моего блога.)

«Почему медколледж переводят именно в 71-ю, а не в стоящие рядом с ним здания 73-й, 75-й или 77-й? – спросил я. – По каким критериям решено ликвидировать именно 71-ю? Можно ли получить документы?». На это чиновники управления ответили, что «критерии» у них есть – наполняемость, успеваемость и так далее. А план оптимизации и критерии обещали мне дать после окончания совещания. Но, странное дело, после совещания выяснилось, что у чиновников образования нет с собою обещанных мне бумаг. «А вы напишите нам запрос», – посоветовали мне. Меня такая, простите, «оперативность», не устроила, и я обещал прийти за бумагами в управление 3 июня, утром. (Второй раз, забегая вперед: 3 июня Людмила Соломенко сказала, что нужные мне бумаги отправлены в гордуму, там я их и смогу получить. Но, ни 3, ни 4 июня вечером, в пятницу, документы до гордумы так и не дошли.)

Вечером 2 июня заммэра Олег Мидленко, Людмила Соломенко и сотрудницы управления образования встретились с учителями 71-й. Родителей, собравшихся в школе, я уговорил не заходить в актовый зал, чтобы дать возможность учителям спокойно поговорить с чиновниками. Почти два часа в режиме «вопрос-ответ». По моим (конечно, субъективным) оценкам, рассеять сомнение большинства учителей не удалось. «Вы не выживете… Вам нечем будет платить зарплату… У нас – неэффективное расходование бюджетных средств… Мы всех вас трудоустроим… Ваша зарплата увеличится…», – говорили чиновники. Но, главный вопрос – почему ликвидируют именно 71-ю, за что? – так и остался без аргументированных ответов.

После двухчасового разговора в двери актового зала настойчиво постучали: родители устали ждать. Чуть позже – еще настойчивее. Наконец, чиновники объявили о завершении встречи: мол, они постарались ответить на все вопросы, теперь решать учителям…

Родители, ждавшие около дверей актового зала, расступились, пропуская гостей. Но двери выхода из школы оказались заблокированы: родители настоятельно требовали, чтобы чиновники ответили на их вопросы. Крики, эмоции… Мне пришлось уговаривать: чтобы дело не дошло до милиции – открыть двери. Олег Мидленко обещал встретиться с родителями на этой неделе…

С целью «выражения готовности»

2 июня управление образования издало приказ «О необходимости реорганизации». На сегодняшний день, это – единственный документ, которым я располагаю. Цитаты из приказа: директорам школ (7, 8, 43, 60, 71) «принять меры, на правленые на проведение разъяснительной работы среди учащихся, родителей, педколлективов муниципальных образовательных учреждений о целесообразности ликвидации (перечень школ – Г. А.)… для решения задач обеспечения эффективного развития сети образовательных учреждений в соответствии с требованиями современной экономики, обеспечения системной интеграции учреждений сферы образования, повышения эффективности использования муниципальной собственности в сфере образования, создания оптимальной и экономически эффективной сети учреждений образования, отвечающей современным требованиям».

Далее приказывается отозвать из очередных отпусков работников, «организовать и провести классные родительские собрания, собрания трудового коллективов с целью выражения готовности трудоустройства все членов коллектива». Директорам вменяется в обязанность создать «максимальные условия для родителей, трудовых коллективов ликвидируемых школ при решении вопроса по определению учащихся и трудоустройству высвобождаемых педработников»…

Без комментариев…

4 июня

С утра присутствую на совещании у Сергея Морозова по ЖКХ, в 14 часов – на заседании общественного совета по реформированию коммуналки. Около трех часов дня приходит СМС от помощника: «64 переселяют в 63. Вакханалия какая-то!» Звоню директору 64-й. Выясняется, что о переселении школы стало известно в первой половине дня в управлении образования. Причина? – «не выживете». Разговариваю с Сергеем Кузьминым. Тот сообщает, что бумаг из управления по-прежнему нет, о 64-й он ничего не знает. В очередной раз предлагаю зампредседателя не ждать 16 июня, а провести комитет в ближайшие дни, потому что ситуация накаляется, но никаких документов по оптимизации нет…

Звоню мэру. Александр Пинков сообщает, что документов по оптимизации школ он пока не подписывал, но убеждает меня в необходимости этого процесса, повторяя уже известное: улучшение финансирования школ и необходимость повышения качества образования – главные цели оптимизации. Не спорю, но прошу делать все в соответствии с законом и городскими положениями о реорганизации и только после проведения правовой и экономической экспертизы. Сообщаю о переселении 64-й. Александр Петрович, оказывается, не в курсе… Договариваемся встретиться 7 июня, в понедельник…

Вечером в пятницу в 71-й собрался полный актовый зал (мест в зале не хватило, стояли вдоль стен) – родители и учителя ждали новостей. Директора школы и чиновников не было. Сообщаю об известных мне событиях вокруг ликвидации школы.

В субботу родителям не удалось провести пикет у мэрии. Сегодня, 7 июня, они вновь собираются подавать заявку на пикет…

Из комментариев на «Улпрессе» и в ЖЖ:

rass

|2 июня, 14:16

Сегодня родительское собрание в школе №8, с настораживающей темой: О закрытии школы. Коментов не дают, типа все узнаете на собрании.

Горожанин

2 июня, 16:54

Еще сливают 43 и 49 школы на базе последней. И ничего, что у 49 школы здание в аварийном состоянии и нет своей столовой. Учителей из 43 в 49 не берут. В окрестные школы тоже. Красота! Спасибо новому мэру и Васе Гвоздеву!

??!!

2 июня, 20:34

Это как же так!? Совершенно не думают о людях!

Рубят с плеча не осознавая о последствиях!

Гнать таких чиновников, не способных решить такую простую задачку, подальше от системы образования!

Настоящий Тришкин кафтан получается!

Друг

3 июня, 08:27

Поздравляю педагогические коллективы закрываемых школ, особенно их директоров, столь активно агитировавших родителей голосовать за кандидатов «Единой России». Давайте и дальше агитировать, теперь уже среди безработных и бомжей. У вас хорошо получается. Только где ваши депутаты от правящей? Правят вами?

666

4 июня, 7:02

Многоуважаемый Геннадий! Позвольте подкорректировать цифры! Из 68 школы ушло 150 человек в течение 2008-2009 УЧЕБНОГО года! А на 1 сентября 2009 года в 90-й лицей пришло всего138 учеников бывшей 68 школы. А двести человек-это воспитанники детского сада, они тоже теперь принадлежат Эдварсу!

(Анонимно)

4 июня, 20:19

Уважаемый Геннадий! Этим вопросом обеспокоены не только указанные вами школы… Буквально сегодня администрация и педколлектив МОУ СОШ №64 (кстати, Ваши избиратели!) тоже получили известие о переводе классов и педагогов в школу №63, где, видимо также все выльется в двухсменку, ведь по слухам на 15 классных коллективов выделяют только 9-10 кабинетов.

Ситуация осложнена еще и тем, что несколько классов вместе с педагогами перешли к нам всего год назад из печально известной 68-ой. Только почувствовали себя здесь родными – и вот!!!

При этом ранее подселенную к нам 91-ю школу оставляют в нашем здании, в котором мы готовились отметить 25-летний юбилей нашей шестьдесят четвертой… И опять же по не самым проверенным данным готовят здесь же почву для будущего Исламского Университета…

Неужели нас для этого необходимо выгонять едва ли не на улицу???

Прошу прощения, что пишу анонимно, но все факты найдут свое подтверждение…

Соломенко, вслед за Пинковым, берет «под козырек»… Родители, мы думаем, не останутся в стороне, и, стало быть, Ульяновск ждут новые потрясения!!!

Символическое. Под плакатом «Мы наследники Победы». 2 июня 2010, полдень. Вечером чиновники управления образования потребуют списки учеников, пришедших с плакатами в школу: оказывается, это – «нарушение закона»… (Фото 1)

Пятница. Школа 71, актовый зал полон. Директора и чиновников нет. Сообщаю об известных мне событиях вокруг ликвидации школы. (Фото 2)

Приказ управления образования от 2 июня 2010 г. (Фото 3 и 4)