Процесс оптимизации школ, который активно начался в системе начального и среднего образования в 90-х, становится настоящей проблемой не только для учеников и их родителей, педагогических коллективов, попадающих под оптимизацию — то есть перевод в другие учебные заведения или сокращение, но и для власти.
Судя по реакции городского управления образования на публичные выступления общественных организаций и граждан – принятое решение о сокращении пяти городских школ было подготовлено не спонтанно, но без надлежащего просчета последствий. Проблема заключается в том, что стремление вывести «за рамки» малобюджетные и малорейтинговые школы лежит не только в сфере городской экономики, но и затрагивает личные интересы большого числа реальных людей, для которых подобное решение может оказаться драматичным.
Процесс оптимизации школ как управленческий принцип далеко не нов. О нем начали говорить еще в начале 90-х, когда стало понятно, что без экономической оптимизации прокормить школы с недостаточным числом учеников для государства – задача слишком затратная. Правда, в те годы речь шла преимущественно о сельских школах, в которых по разным причинам ситуация доходила до абсурда – учеников и учителей в них оставалось равное количество. Затраты на новые методические пособия, оборудованные кабинеты, компьютеризацию и даже на зарплату и содержание в порядке помещений в этой ситуации многократно превышают допустимые. При всей очевидности ситуации только наиболее решительные руководители решались, что называется, «резать по живому», то есть закрывать убыточные сельские школы, смиряясь с затратами на перевозку учеников в соседние населенные пункты.
Подобная ситуация характерна для всех регионов и нигде не вызывала понимания общественности, особенно пострадавших учеников, их родителей и учителей.
Однако уже в прошлом году в связи с началом демографического спада оптимизация школ началась и в областных центрах. Судя по публикациям, процесс принял эпидемический характер и всегда сопровождался огромным общественным возмущением. В Липецкой области в 2009 году это стало причиной множества социальных конфликтов. Руководство региональной системы образования говорило о неизбежности процесса, который связан не с экономией бюджетных средств, а их недостатком, поскольку «Деньги из областного бюджета выделяются на количество учащихся, а не на количество школ» (из интервью начальника управления образования и науки Липецкой области Юрия Тарана).
В Ульяновске оптимизация тоже вызывала возмущение. Так, при слиянии школы №68, детсада №206 и лицея №90, в результате которого был создан «Авторский лицей Эдварса №1», родители и ученики писали множество писем, устраивали пикеты и обращались к областной и городской властям с протестами. Власти даже отреагировали. В интервью «Молодежной газете» губернатор Сергей Морозов, заметил: «Я вижу, кое-кто заигрался… в оптимизацию». Оптимизация, тем не менее, дошла до логического конца, и новое учебное заведение, по слухам, функционирует вполне успешно.
В этом году ульяновские городские власти тоже, вероятно, намерены идти до конца – то есть выполнить принятое решение об оптимизации, несмотря на крайнюю степень обострения недовольства. На сайте городского управления образования регулярно отвечают на вопросы родителей учеников разных закрываемых школ стандартной формулировкой: «Решение о ликвидации школы принято для обеспечения эффективного развития сети образовательных учреждений в соответствии с требованиями современной экономики, обеспечения системной интеграции учреждений сферы образования, повышения эффективности использования муниципальной собственности и бюджетных средств в сфере образования». После этого приводятся данные о проектной мощности школы, наполняемости и стоимости обучения одного ученика.
Совершенно очевидно, что подобная формальная позиция только раздражает и без того взбудораженную общественность. Готовятся пикеты у мэрии, обращения к Президенту. И это только начало. По сообщениям информагентств, вчера в Астрахани 11 педагогов начали голодовку, защищая от ликвидации (оптимизации) «Центр детского научно-технического творчества». Болезненный для людей процесс инициирован в самой неблагоприятный момент обострения другой социальной проблемы – всеобщего опасения в связи с новым законопроектом о переводе образования на коммерческую основу. Ситуация, таким образом, становится все более тупиковой.
Причина конфликта, по всей видимости, – ошибочная и недальновидная позиция городского управления образования. Подобные конфликты, затрагивающие жизненные интересы людей, требуют широкого общественного обсуждения, образования согласительных комиссий, многочисленных встреч, диалога, в ходе которого вырабатывается компромисс, решение, устраивующее обе стороны. Даже если оптимизация действительно экономически неизбежна – другого пути в сложившейся ситуации нет.
РЕЦЕПТ
Почему из-за малочисленных школ большие школы должны терять деньги?! Крупные школы ежегодно от своих бюджетов теряют приличное количество средств, за счет которых содержатся школы-живопырки! Закон Ульяновской области позволяет муниципалитету распределять до 5% субвенций. Из-за этого крупные школы не могут повысить зарплату своим педагогам, развивать материально-техническую базу! Получается, что малочисленные школы как паразиты живут за счет больших! Власть – хватит издеваться над большими школами! Отдайте каждой школе столько, сколько им положено, т.е. в соответствии с количеством учащихся! Только в этом случае будет соблюдаться справедливый принцип нормативно-подушевого финансирования! В этом случае не нужно будет никакой оптимизации! Хватило денег до сентября, а дальше директор как руководитель пусть отвечает за невыплату зарплату учителям и пусть сам объясняет, почему нет денег, почему никто в их школу не идет! Вообщем пойдет он в тюрьму!
РЕЦЕПТтору
От Иблиса
Во-во! Аналогично поступили с колхозами, пугали председателей колхозов тюрьмой, заводили уголовные дела за несвоевременную выплату зарплаты, давали условные тюремные сроки.
Не было денег на зарплату, но и не было положительного результата труда. Нет продуктивности и высокая себестоимость получаемой сельскохозяйственной продукции из-за дорогой электроэнергии и ГСМ. Заставляли резать скот, молочное стадо коров, но установленный по стране минимальный размер зарплаты принуждали платить колхозникам! Мало было коров, заставили резать и сдавать на колбасу племенное поголовье скота. В итоге не осталось ни колхозов, ни коров!
Как шла оптимизация коровников и поголовья КРС в Ульяновской области?
1990 год – было поголовье 701 000 голов
2003 год – 235 000 голов
2009 год – 155439 голов
2010 (на 1 января) – 149 000
ЭТО 20% к УРОВНЮ 1990 года, или примерно на уровне 1850-х годов. Оптимизация села завершилась. Оптимизацию садиков провели уже лет 10 тому назад. Сейчас очередь дошла до школ. Думается, на очереди «оптимизация населения». Их количество превышает необходимую потребность обслуживания «Трубы» Газпрома и семьи Путина.
Для выполнения программы "оптимизации количества населения" задействуют "оптимизацию лечебно-оздоровительных учереждений, больниц, здравпунктов и медучереждений".
Иблису
В колхозах урожай собирали студенты, школьники, рабочие, а колхозники пороли! Из 5 лет учебы по 1,5 месяца ежегодно этим занимался! Так, что как работали, так и платили! А оптимизацию школ, с тем, что ВЫ описываете не надо сравнивать! Просто уплотняют школы! И сравнение неудачное Вы что-то выбрали! Школьники не скотина, их никто резать не собирается! А что касается уничтоженного поголовья, то заметьте в какие годы его порезали! В годы махровой дермократии, в годы которой остатки колхозников разучились совсем работать! Почему сейчас никто в селах скотину не держит?! Правильно – за ней надо ухаживать, работать! Проще в город съездить и там купить!
А что касается детсадов, то их разорили в те же ДЕРМОКРАТИЧЕСКИЕ годы! Была бы советская власть – было бы все нормально и планово! А Вы, небось, ее отстаивали и теперь радуетесь тому, что можете квакать свободно (не на кухне). Вы получили свободу – можете теперь критиковать всех и вся! За что боролись, на то и напоролись!
20 лет назад количество школьников в области было 188 тыс. Сейчас 108. Такого количества детей мы достигнем не раньше, чем к 2030 – 35 году. Большинство школ построено в 60–70 годы! Вот и посчитайте, сколько лет этим школам будет к этому году! Они морально и физически устареют! К тому времени надо будет строить новые! Поэтому не надо визжать о том, что мест в скором времени не хватит в школах! Это все байки и дешевый популизм!
Политик
Тупой рецепт-спамер. Яйцами вас надо закидать, чтоб знали как с народом общаться. См. мой ответ про автономку под дргугим материалом.
РЕЦЕПТтору
от Иблиса
Запасы природных ресурсов в России составляют 95,7% ее национального богатства и согласно Конституции являются всенародным достоянием. По расчетам, произведенным Госкомстатом и РАН, суммарная стоимость национального богатства РФ (материальные блага и природные ресурсы) примерно равна 340-380 трлн. долларов. Как утверждает академик Львов, примерно 1500 человек, это 0,00001% от всего населения, сосредоточили в своих руках богатства РФ.
http://www.zlev.ru/30_7.htm
ПРИ ЭТОМ:
– 500 самых богатых людей нашей страны владеют финансовыми активами в 11,671 трлн. руб.
http://www.finansmag.ru/94502/
– Все доходы федерального бюджета в 2009 г составил на уровне 6 трлн. 561,3 млрд. руб.
Другими словами, годовой бюджет всей Росси почти в 2,1 раза меньше, чем бюджет "семьи" из 500 человек, которые выплачивают 5-ти процентный налог в оффшорах, а нищие россияне выплачивают с получаемой суммы "прожиточного минимума", или с заработанного минимального размера оплаты труда начиная с 400-от рублей 13-ти процентный налог в Российскую казну на СОДЕРЖАНИЕ чиновников, школ, детских учреждений и больниц.
За последние 10 лет в современной России только от экспорта нефти, газа и стали было получено 2 400 000 000 000 долларов. Вдумайтесь в эту цифру!
Для понимания, 2,4 трлн. долларов это:
– 50 миллионов новых рабочих мест в производстве. Или это модернизация всей экономики и всей промышленности полностью, на новом месте с нуля.
– 4 миллиарда новых квадратных метров жилья – т.е. утроение совокупного жилого фонда всей России.
– при северной финской стоимости хорошей дороги в 3,5 млн. долларов за 1 км. – полное обновление дорожной сети страны с общемировым уровнем качества.
А теперь ответьте на вопрос – где всё это? В чьих карманах? ПОЧЕМУ ДОЛЖНЫ СТРАДАТЬ ШКОЛЫ И ДЕТИ, БОЛЬНЫЕ И ПЕНСИОНЕРЫ, ЧТО У ГОСУДАРСТВА НЕ ХВАТАЕТ ДЕНЕГ, А АБРАМОВИЧ В ЭТО ВРЕМЯ ДОЛЖЕН ПОКУПАТЬ ТРЕТЬЮ "САМУЮ ДОРОГУЮ В МИРЕ" ЯХТУ, у которого на девяти палубах расположены бассейн, кинотеатр, дансинг, 20 водных мотоциклов, четыре моторных лодки и две посадочные площадки для вертолёта. Стоимость судна составляет, по информации из разных источников, от 400 до 800 миллионов евро.
Кроме того, российский миллиардер владеет крупнейшим в мире частным самолётом и двумя подводными лодками.
http://newsland.ru/News/Detail/id/517584/cat/37/
Всю оптимизацию и начинайте с этого, РЕЦЕПТОР. Верните награбленное у народа природные ресурсы – НАРОДУ, для этого дайте РЕЦЕПТ. Тогда и от Вас будет польза!
Иблису
Во-первых, не завидуй! Зависть это плохое чувство! Во-вторых, все это было сделано с молчаливого согласия, в т.ч. Вашего! В-третьих, кто страдает? Сейчас тратятся огромные деньги, чтобы поднять образование, здравоохранение – восстановить их былую славу! Меньше надо было демократий разводить! В СССР была самая высокая продолжительность жизни! Посмотри фильм про Чазова! В СССР был самый маленький внешний долг!
Политику!
Нормальный рецепт! Как поработал, так и полопал! Мы ж в рыночной экономике живем!
Яйцами надо таких 3,14…. закидать! Почитай!
http://www.politonline.ru/authored/3331.html
Иблис- Рецептору
"О действительности фактами, Рецептору – оптимизатору"
http://simbiblis.livejournal.com/5897.html
Иблису и Политику
Государство законодательно закрепит равенство частных и государственных образовательных учреждений, т.е. они получат право на государственные средства для реализации государственного образовательного стандарта. На конкурсной основе государственное финансирование смогут получать и негосударственные учреждения профессионального образования. Поэтому говорить о платности образования не имеет смысла!!!!!
ней
РЕЦЕПТтору
При чем тут колхозы? Вы бы еще несправедливости реформы 1861 года вспомнили.
нейю
Вот и я о том же?!
вот и я о том же!