Владимир КОРШУНОВ
Ульяновск и трамвай – категории, кажется, неразделимые. Сколько анекдотов ходило прежде про этот вид транспорта. Сколько времени провели и проводим мы в нем. Если сложить все вместе – набегут годы жизни. Хорошей или не очень – другой вопрос. Но, так или иначе, даже сегодня, в пору вездесущих маршрутных «Газелей», ульяновский трамвай перевозит более 60% пассажиров Ульяновска. Это примерно 55 миллионов человек в год.
К тому же с кончиной массовых автобусных пассажирских перевозок в областном центре (несколько машин не в счет) электротранспорт – единственный конкурент «маршруток». Не ахти какой выбор, конечно, у пассажиров в Ульяновске, но это лучше, чем ничего. Правда, конкурировать, да что там конкурировать, просто бегать по рельсам старой электрической лошадке все труднее.
Последнее массовое обновление подвижного состава имело место быть лет 20 назад. Правда, в позапрошлом году парк пополнили 4 новых вагона и несколько троллейбусных машин.
Основными вагонами ульяновского электротранспорта и по сей день остаются чешские «Татра Т-3». Они начали поступать в Ульяновск с 1973 года. В настоящее время их порядка ста. Запчасти к ним городские депо уже давно не получают. А вероятно, таковые уже и не выпускаются. Пришлось освоить производство непосредственно в депо. Иначе трамваи давно бы уже встали, а в городе наступил транспортный коллапс. Впрочем, его угроза по-прежнему реальна для города. Сегодня, может быть, больше, чем когда бы то ни было.
Достаточно сказать, что гарантийный срок эксплуатации трамвайного вагона 15 лет. Троллейбуса — 7. Средний срок службы подвижного состава ульяновского электротранспорта 30 — 35 лет. Для того чтобы в парк не ушли последние трамваи, необходимо ставить на линию 25-30 новых вагонов ежегодно. Плюс бюджетные дотации на перевозку льготников. Плюс капитальный ремонт 13 километров электросети и обновление спецтехники, средний возраст которой еще выше, чем у вагонов, — почти 50 лет. С началом кризиса все это кажется практически нереальным.
Капитальный ремонт ульяновские трамваи проходят после пробега… в миллион километров. Ряд вагонов проходит его уже по второму разу. На линиях уже практически нет двухвагонных поездов. Предприятие экономит каждый киловатт все дорожающей электроэнергии. В поисках заработка водители уезжают на заработки в Москву. Такой же труд оценивается там в 25-30 тысяч, против 8-9 ульяновских. У нас зарплата на электротранспорте – одна из самых низких в сфере транспорта.
Есть и еще одна сторона транспортной проблемы областного центра. Узкие улицы в центральной части города уже давно не справляются с потоком автомашин, отсюда постоянные пробки и заторы на дорогах. Многие специалисты считают, что снять напряжение мог бы пуск троллейбуса в правобережной части. Точнее, постепенная замена трамвая на безрельсовый электротранспорт. Троллейбус проще в эксплуатации. Поломка одной машины не останавливает движение по всей линии. К тому же в ряде мест удалось бы расширить дорожное полотно за счет трамвайных путей. Но эта идея так и осталась проектом. Кризис…
Если последние трамваи после двух миллионов километров пробега окончательно уйдут в парк и количество пассажиров маршрутных микроавтобусов увеличится более чем вдвое… Представляете, что это будет?
mr. Alex
Кто Вам сказал, что если один трамвай сломается, то вся линия встанет? максимум задержка будет 5 минут, ибо сзади идущий вытолкнет сломанный вагон.
Троллейбус вообще роли не сыграет. Вы представьте автобус (тот же самый троллейбус) на Железной Дивизии, точно такой же неповоротливый и точно также требующий практически такой же полосы что и трамвай, а срок службы и того меньше подвижного состава!
Города вообще планируют строительство скоростного трамвая. Посмотрите на Европу и Америку в целом..Да даже Казань!..