Закрытое и открытое – две конфликтующих силы современности в самых различных проекциях. Закрытое – стагнация, открытое – развитие. Закрытое – невроз, открытое – здоровая психика. Закрытое – диктатура, открытое – демократия. Конечно, всё с оговорками, как и в любой схеме. Характерный и близкий нам пример – движение открытого программного кода. Олицетворение закрытости – империя Майкрософт. Во многом партизанскую, но от этого не менее масштабную войну ведет с монополистами некоммерческий открытый Линакс. На подступах – операционная система от Гугл. Всё большее количество людей переходит с громоздкого майкрософтовского Эксплорера на открытый Файрфокс. Соразмерно стремительному перемещению рабочей и коммуникативной среды в открытую сеть утекает власть Майкрософта. Это не просто тренд – это системное перемещение в самих основах общества и власти. Неумолимое, неудержимое, тотальное и нарастающее в геометрической прогрессии. У процесса есть и негативные стороны – его апостолы иногда доходят до полного обезличивания. Но невключенность в него сегодня означает смерть.

Поход Президента и федеральной власти в интернет – из этой оперы. Конечно, это только эпизод, только попытки, но эту интенцию необходимо только приветствовать. Есть понимание того, что во всё более раскрывающемся мире закрытые системы обречены на угасание и, в случае власти, потерю авторитета и популярности.

Улпресса постулировала такую позицию изначально. Мы многажды объявляли о том, что даем всё, что есть в информационном пространстве. Реальную повестку дня. Все попытки уличить нас в обратном оказывались необоснованными. Доходило и до прямых провокаций. Но мы повторяем: если кто то запускает информационные процессы (плюс или минус, контр- или пропаганда…) они будут отображены. И если противная сторона не хочет отвечать (мы всегда предоставляем для этого трибуну) и участвовать в информационном противоборстве – значит эта сторона в проигрышной позиции и ей есть что скрывать. Увы, чаще всего такой стороной выступает власть. Это -неспособность к открытости чаще от простой неспособности, но зачастую и просто потому что есть что скрывать. Но только в таком режиме может функционировать живое общество, только так может развиваться страна. Только в открытом режиме, в режиме Правды. Это чаяние – открытый код Улпрессы. Только в открытом режиме возможно отделить зерна от плевел, только в нем можно прийти к решениям наболевших проблем. Любые претензии к нам исходят только из желания сохранить Правду сокрытой. Из неспособности к открытой позиции, нежелания вести диалог. Степень контроля над информационными потоками (до известного предела) – это степень закрытости власти. Как говорит Путин: «интернет – зона свободы». И в региональном измерении только интернет зачастую становится единственной возможностью узнать правду и осознать происходящее. Улпресса – открытый код, и это во вторую очередь позиция моральная. В первую– это осознанный взвешенный выбор включенности в генеральный тренд современности.

К сожалению Магомет власти идет к горе общества не всегда. В том числе отсюда наши следующие шаги. Ежегодный технический апгрейд ресурса добавит новые функции и возможности. Главное – более активной будет и наша позиция. Сайт будет проводить регулярные онлайн-трансляции наиболее значимых событий. Появится страница Улпресса-Общество. На регулярную основу поставим проведение онлайн-интервью с ведущими чиновниками и общественными деятелями («фигуранты» выясняются в ходе открытой дискуссии). К осени включаем режим онлайн-дебатов.

Но мне хотелось бы обсудить бОльшее. Моя личная «невключенность» в оппозицию проистекает из того, что у оппозиции зачастую нет собственной модели. Власть – это большой и непростой труд, это принятие системных решений, это глубокие компетенции. Быть оппозицией – значит мочь предложить альтернативную модель, выработать собственные РАБОТАЮЩИЕ возможности решения насущных проблем. Только так можно в итоге «прийти к власти». А это, в свою очередь, единственный смысл существования любой оппозиции. Мы видим сегодня много проблем. Я, например, давно размышляю о проблеме коррупции. Есть воля Президента и Премьера, которые постоянно говорят и делают шаги в направлении искоренения этой, может быть ключевой проблемы нашего общества. Есть общественность, аналитики, эксперты, компетенты в этой сфере которые видят эту проблему изнутри. И есть то, что находится между верхом и низом, между Президентом и Обществом. Это чиновничество и власть разного уровня в середе которой коррупция собственно говоря и существует, фактически блокируя любые инициативы. Мы давно говорим о том, что из за сопротивления этого слоя борьба с коррупцией становится номинальной, скатывается до учителей, врачей и водителей сующих ГИБДДшникам потную сотню- тысячу. Мы постоянно сетуем на то, что коррупция это финансовые потоки, которые питают самообслуживающую себя крысу власти- бизнеса. Но это и слабость системы. Тем более в замкнутой и вполне обозримой системе работы региона. По финансовым потокам принимаются решения, потоки отображены в бюджетах, деньги прописаны в разного рода тендерах и прочих схемах. По самому большому счету коррупционные процессы происходят на наших глазах каждый день. Мы любим сетовать на то, как плоха власть. Но если мы действительно хотим что то изменить, может быть нам пора отойти от позиции кухонного интеллигента, проклинающего все вокруг от простой неспособности и нежелания что то сделать.

Я думаю что за полтора два года активного существования Улпрессы уже произошел определенный прорыв. Мы стали понимать, мы осознали, мы многое расставили по местам. Пока в своей голове. Может быть пришло время делать и следующие шаги? Я дилетант касаемо компетенций в сфере перетекания денег от власти к бизнесу и прочим субъектам. Хочется предложить систематизированную площадку публичного открытого обсуждения финансовых потоков, которые идут от бюджетов разного уровня. Как это может выглядеть? Давайте вместе задумаемся о том, как сделать эти схемы максимально прозрачными на самых разных этапах прохождения. Начиная от годового бюджета области и ниже по нисхождению средств к своим конечным получателям. Посмотрим на прохождение тендеров. Это большая, но вполне реализуемая работа. Может быть поставим себе амбициозную задачу создания региональной модели искоренения коррупции? Очень хочется привлечь к этому обсуждению настоящих экспертов, людей, компетентных и знающих изнутри схемы бюджетного финансирования. Где те дыры, через которые за частный интерес продается общее благо?

Со своей стороны для начала думаю запустить периодические обзоры наиболее интересных и спорных тендеров. Постоянный комментатор Улпрессы, мой друг Юра Хомяченко согласился для начала давать это в виде авторской рубрики. Вполне реализуема, например следующая схема. Мы находим строки финансирования по которым объем финансов не соответствует реальному продукту или работе. Указываем на то, где и как это могло быть решено дешевле. Далее соотносим чиновника, принявшего решение по этой схеме с самой схемой и ПУБЛИЧНО делаем выводы. Но я вполне отдаю себе отчет, что это только частность. Нужно создавать системную модель для чего у меня как далекого от денег (увы))) гуманитария просто не хватает знаний. Финансовые потоки, повторюсь, необходимо «вести» начиная с принятия бюджетов.

Резюмирую. Я предлагаю обсудить саму возможность создания региональной модели общественного контроля за прохождением финансовых потоков с целью борьбы с коррупцией. Деньги не уходят в никуда. Деньги идут конкретным адресатам через конкретные схемы. Я обращаюсь к экспертам за подсказкой что нужно сделать для того что бы сделать движение денег максимально прозрачным.

Уверен, что власть нас поддержит. А если нет, это будет КОНКРЕТНОЙ ей претензией и наглядно проявит истинные мотивы.