«Бюджетное образование», которое собираются внедрять и которое нам расписывают, как исключительное благо (старательно обходя стороной самый главный вопрос о том, какие именно предметы и в каком именно количестве часов получат «бесплатные» школьники), показывает первые клыки.
В Ульяновске учителя и родители готовят голодовку, протестуя против готовящейся в городе «оптимизации»: чиновники решили, что «дети обходятся очень дорого» (это, кстати, прямая цитата из заявления замначальника управления образования мэрии Людмилы Соломенко). Чиновница призвала людей «с пониманием отнестись к закрытию школ».
Местные чиновники подсчитали, что ребенок в шокле с численностью учеников «стоит» 17-19 тыс рублей в год, а в малокомплектной школе — 35 000 рублей. Вот они и решили, что все это дело надо «оптимизировать», то есть закрыть маленькие школы, оставив только те, где учеников много.
Экономия в нашей стране давно уже принимает уродливые формы. Мы урезаем бюджеты здравоохранения и образования, каждый год плача о том, что вот беда — не можем разгуляться (а причины всегда найдутся — то более важные стратегиечкие задачи, то кризис, то еще что), а если бы не это — то с радостью… При этом – «нарезаем» жирные куски банкам (им надо помочь в кризис), отваливаем бешеные деньги госкорпорациям (а те кладут себе не менее бешеные зарплаты), то помогаем другим странам, то Сочи строим… Да мало ли какие важные и не терпящие отлагательств траты у нас на примете. И только социальная сфера, считается, может ждать десятилетиями.
Между тем, именно она – та самая почва, на которой вырастает та самая инновационная экономика, к которой сегодня все так рвутся. Без здоровых и высокообразованных людей ее не построишь. Это аксиома, если кто еще не понял.
Так что, экономить на школах могут только недальновидные люди, которых заботит исключительно наполняемость собственного кармана. Не урезать количество обязательных часов, а как можно больше их увеличивать. Не сокращать школы, а строить их. Ведь известно — чем меньше учеников в классе, тем качественнее образование. Если уж так приспичило экономить — то разрешите школам самим использовать свои деньги, не обнуляйте бюджет по итогам года, уберите исключительно целевое использование бюджетных средств, да и дело с концом. Так нет, норовим поставить школы на самоокупаемость. Зачем?
Чтобы больше детей уходили в армию, так и не попав в институт? (Глава Минобраза, ни дня в армии не прослуживший, очень активно поддерживает эту идею). Чтобы как можно меньше детей поступали в институты, болтались на рынках, разнорабочими и спивались потихоньку?
В послевоенные годы старались как можно больше людей обучить, даже специальные вечерние школы рабочей молодежи создавали — для тех взрослых людей, кто не успел вовремя окончить 10 классов. А сейчас, когда мы миллиарды раскидываем по углам, у нас не хватает денег на то, чтобы обеспечить нормальное образование своим детям.
Или все дело в том, что речь идет не о своих детях? Ведь отпрыски чиновников учатся совсем не там, где дети всех остальных граждан. И доходы чиновников позволяют им без проблем отваливать любые суммы в частных школах.
Честно говоря, мне бы не хотелось отдавать своего ребенка в частную школу, где полно деток с распальцовкой и понтами родителей. Не хочется, чтобы ребенок заразился этим. Не хочется и в откровенно люмпенскую школу, а такими вскоре станут все бюджетные и казенные «образовательные учреждения». Тоже ничего хорошего. Зачем расславивать страну и дальше — у нас и так бездна между горсткой и остальным народом.
Что касается Ульяновска, экономия у них выйдет та еще: через два-три года подрастут детки из «беби-бума» (когда рождаемость резко поползла вверх), и что они тогда станут делать со своей «оптимизацией»? На строительство новых школ денег им вряд ли дадут, а старые уже нельзя будет вернуть назад — продадут здания, да перепрофилируют…