Вы думаете что добываете деньги для себя? Вы добываете их из себя.

Пелевин Эмпайр В

Если мы не сможем осознать Капитал, он осознает нас.

Дугин «Деньги»

Говоря о деньгах нужно говорить о геноновской дихотомии качественное-количественное. Которая в свою очередь восходит к еще более абстрактной паре глубина-плоскость. Мы движемся от примата качества к абсолютной власти количества. Человечество из коллективной глубины размазало себя по цифровой плоскости экрана. Называется это насквозь идеологическим словом «прогресс». Триумф денег как абсолютного и глобального эквивалента, как конечной шкалы любого измерения – это окончательный триумф количества.

Общее.

Деньги являются высшей реальностью современного мира, победившим всех конкурентов универсальным идолом. Жак Аттали справедливо называет нынешний исторический этап «денежным строем», Ordre d’Argent. Наше время характеризуется полным триумфом денег, которые стали своего рода тоталитарным эквивалентом, общим знаменателем для всех вещей и процессов реальности. Сбылись тревожные предвидения Маркса, утверждавшего (в «Капитале»), что может наступить время, когда единственным субъектом истории останется Капитал.

Деньги представляют собой сегодня универсальный эквивалент «чистого количества», сконцентрировавший в себе все остальные параметры материальности.

Деньги — единственное содержание постмодерна. Их нельзя иметь, это они имеют нас, превращая любое начинание, любую инициативу, любое предприятие в сервильное обслуживание цифровой массы.

Капитал преодолел капитализм, деньги поработили своих владельцев, постепенно превратившись из инструмента в самостоятельное господствующее существо.

Триумф денег – это тотальная катастрофа. Она имеет и экономическое и социальное измерение.

Марсель Мосс, социолог, говорил о том, что в примитивных обществах, для того, чтобы предотвратить экономический рост запасов, эти запасы уничтожались, их считали бичом божьим. Когда люди собирали слишком большой урожай, они должны были принести его в жертву. Поскольку если здесь они получат такой перегрев, то в другом месте они получат какие-то катастрофы.

Фактически далеко еще не проявивший себя полностью кризис имеет под собой те же самые глобальные корни. Это отрыв количества денег от качества реального производства. Избыток, количественное стали раковой опухолью, которая грозит пожрать всю систему.

Деньги возведенные в ранг основы функционирования государственного аппарата (коррупция) способны полностью разрушить российскую государственность полностью блокируя любые качественные изменения. Если не произойдет системного перелома в мотивации существования государственной власти, если она не обретет в ближайшее время реальную идеологию, «Русскую идею», любое общее дело которое сможет действительно сконсолидировать общество, нас ждет глобальный крах. Мы уже трещим по швам. Частные проекты любого масштаба (Сколково, модернизация…) нас не спасут если не будет сделан коренной выбор. В любом случае это будет выбор против денег.

за последние полтора десятилетия в России сложился режим всевластия денег (монетократии). В рамках такого режима деньги играют роль не прикладную и не функциональную, но сакральную: они качественно отделяют класс их обладателей (жрецов религии денег), достойных подлинной власти и осуществляющих её, от основной массы профанов, к деньгам (большим деньгам, меняющим мир) принципиально не допущенным.

Антропологический аспект.

Как бы ни называлась человеческая профессия, это просто участок карьера по добыче денег. Человек работает в нем всю жизнь. У него это называется «карьерой», хе-хе…

Не подумайте, что я злорадствую, но современное рабочее место в офисе – cubicle – даже внешне похоже на стойло крупного рогатого скота. Только вместо ленты с кормом перед мордой офисного пролетария стоит монитор, по которому этот корм показывают в дигитальном виде. Что вырабатывается в стойле? Ответ настолько очевиден, что вошел в идиоматику самых разных языков. Человек делает деньги.

Любая деятельность без внешнего финансового стимула, без заказа — становятся сегодня без преувеличения революционными занятиями. Если ты делаешь что то за что тебе не платят ты неудачник, фрик, чудак. Вырвать любую вещь — малую или большую — из-под бремени Капитала — в настоящее время приравнивается к подвигам Геракла.

Количество пожрало человека – за активностью утрачен смысл, клонированные «личности» тиражированием доедают историю и культуру, вещи живут сезон, еда не имеет вкуса, перемещение пожрало пространство, график съел время, реальность распалась на дурную бесконечность количественного чередования нуля и единицы.

В бытовом смысле это проявляется, например, в гонке за количеством, заставляющей бесконечно отслеживать актуальное, современное, «новинки», быть в тренде. Смотреть фильмы и читать книги которых лучше и не было бы вообще, потому что в них нет ничего кроме повода к последующей болтовне по их поводу. В это время та сотня-другая книг и фильмов которые прочесть и посмотреть действительно стоит остаются на вечной полке и входят в пространство болтовни разве что с чисто декоративной функцией “индивидуализирования личности” (о которой отдельно). В гонке за количеством жизни мы утрачиваем качество жизни в каждом конкретном её проявлении.

В здоровом виде деньги всегда привязаны к реальному. У тебя всегда будет столько количества сколько нужно твоему качеству. Твоему реальному качеству. Любые диспропорции здесь – социальный и персональный невроз, ведущий к деформации личности, конечному блокированию её развития. Это случай избалованного ребенка. Жажда несоответствующего твоему качеству количества – это жажда твоей «личности», жажда искусственного самоутверждения. В конечном счете – это барьеры против травмирующей реальности, против Раны Бытия, против самого себя. Деньги – это наша оборона против себя. Жажда денег – это нежелание жить. Жажда денег – жажда энтропии, жажда смерти.

Что делать?

Приравнивание вещи или процесса к финансовому эквиваленту означает их вычеркивание из бытия. Если есть цена, стоимость, значит содержание вытеснено. Подлинное бытие есть то, что имеет центр в самом себе. Все остальное — подделка, фальсификат, мираж, управляемая кем-то посторонним галлюцинация.

Необходимо отобрать у денег незаконно присвоенный бытийный статус, вернуть их к функции. Это не вопрос воли или решения. Это вопрос выбора человеком и обществом Ценностей. Возвращения Ценностей. Долга, Веры, Верности, Родины и, в конечном счете, Судьбы.

Нам нужно Общее Дело.