Губернатор Ульяновской области выступил на заседании Совета ПФО с основным докладом по развитию институтов гражданского общества.

Мероприятие прошло 16 июня в Самаре под председательством полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Григория Рапоты.

В заседании приняли участие главы регионов ПФО, представители политических партий, члены Общественной палаты России от ПФО, главные федеральные инспекторы.

Губернатор Ульяновской области, возглавляющий рабочую группу Совета по подготовке вопроса «О реализации послания Президента РФ в части развития институтов гражданского общества и поддержки социально-ориентированных общественных объединений и некоммерческих организаций», выступил с основным докладом «Актуальное состояние уровня развития гражданского общества в регионах Приволжского федерального округа. Основные проблемы и пути их решения».

В своем докладе глава региона остановился на мерах по демократизации политической системы и повышению уровня гражданской активности в политической жизни. Говоря о взаимодействии органов исполнительной власти субъектов и политических партий, Сергей Морозов отметил, что здесь одной из важнейших задач является выработка режима постоянного конструктивного диалога. В качестве примера, он привёл Ульяновскую область, где создан постоянно действующий общественно-политический консультативный Совет, куда входят руководители всех зарегистрированных политических партий и общественно-политических движений. Совет объединяет усилия всех политических сил для решения проблем развития региона. «Думаю, что этот опыт может быть востребован и в других регионах ПФО», – подчеркнул Губернатор.

Также, в докладе был представлен анализ состояния некоммерческого сектора и социально-ориентированных некоммерческих организаций в ПФО. Всего в настоящее время в округе зарегистрировано более 44,5 тысяч некоммерческих организаций. Из них более 14,5 тысяч организаций можно отнести к социально-ориентированным. Вместе с тем, всего лишь 6,5 тысяч являются постоянно действующими и ведут работу. В тоже время, есть немало организаций, которые вообще не попадают под учёт, но также ведут активную деятельность. Это Интернет-сообщества, в том числе и социальные сети, различные неформальные объединения.

Губернатор Ульяновской области остановился и на других основных проблемах развития гражданского общества? таких как низкий уровень включения граждан в сферу деятельности НКО, слабая гражданская активность населения, недостаточность обеспечения НКО квалифицированными кадрами.

Для решения проблемы статистического учёта НКО Сергей Морозов предложил рекомендовать Правительству РФ определить уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который устанавливает Порядок ведения реестров социально-ориентированных некоммерческих организаций, а Министерству юстиции РФ – внедрить программное обеспечение, позволяющее осуществлять структурирование базы данных некоммерческих организаций по максимальному числу параметров.

Для активизации деятельности некоммерческих организаций в сельской местности (сегодня 69% НКО работают в столицах субъектов федерации) Губернатор рекомендовал местным органам власти содействовать юридической регистрации таких организаций, что позволит привлекать дополнительные ресурсы, участвовать в конкурсах на выделение грантовой поддержки и осуществлять другие виды самостоятельной деятельности.

Что касается нормативного обеспечения институтов гражданского общества, то, по словам руководителя рабочей группы, в большинстве субъектов федерации она сформирована в достаточном объеме. Во всех субъектах (за исключением Республики Чувашия) приняты региональные законы «Об общественной палате». В Самарской, Ульяновской, Оренбургской и Саратовской областях общественные палаты наделены правом законодательной инициативы. Специальные региональные законы о взаимодействии органов государственной власти с некоммерческими организациями действуют в шести субъектах ПФО: Нижегородской, Пензенской, Ульяновской, Оренбургской областях, а также в республике Удмуртия и Пермском крае. «Субъектам, в которых отсутствуют такие законы, было бы правильным ознакомиться с опытом соседних регионов и законодательно оформить правовые рамки взаимодействия власти и гражданского общества», – заявил Сергей Морозов.

Как отметил Губернатор, большое количество социально ориентированных организаций занимаются благотворительной деятельностью, и им нужна поддержка со стороны государства. В то же время, подчеркнул Сергей Морозов, только в пяти субъектах федерации ПФО действуют региональные законы по поддержке благотворительной деятельности (Пензенская, Самарская, Нижегородская, Ульяновская области, Пермский край). Также регионами не используются возможности снижения участникам благотворительной деятельности ставки по налогу на прибыль и предоставления льгот по налогу на имущество организаций.

«Убеждён, что и на федеральном уровне должны быть приняты действенные меры по господдержке отдельных направлений деятельности некоммерческих организаций, развитию благотворительности и добровольчества», – сообщил Сергей Морозов. Поэтому в протокольное решение Совета предложено включить пункт, рекомендующий Правительству РФ совместно с Государственной Думой РФ рассмотреть возможность внесения изменений в налоговое законодательство, предусматривающих:

– исключение из налогооблагаемой базы доходов, полученных детьми, оставшимися без попечения родителей, инвалидами, в виде материальной помощи, оказанной им общественными организациями;

– освобождение от налога на прибыль некоммерческих организаций, предоставляющих услуги по уходу за больными, инвалидами, престарелыми, социальному обслуживанию детей-сирот и оставшихся без попечения родителей;

– включение в перечень доходов, не подлежащих налогообложению, грантов, полученных некоммерческими организациями в рамках поддержки программ охраны здоровья, развития физической культуры и массового спорта.

Завершая доклад о состоянии гражданского общества, некоммерческих организаций и благотворительности в регионах Приволжского федерального округа, Сергей Морозов выделил три принципа политики государства и местных органов власти по отношению к данной сфере. Во-первых, органы власти всех уровней должны иметь чёткие представления о состоянии гражданского общества и процессах взаимодействия, как внутри него, так и с властными структурами. Во-вторых, государство и местное самоуправление должны создавать необходимые правовые, организационные и информационные условия для развития институтов гражданского общества на вверенной им территории, а также играть формирующую по отношению к гражданскому обществу роль, стимулировать активность граждан и организаций. Третье условие касается взаимоотношений органов власти и институтов гражданского общества, которые должны носить не конфронтационный, а партнёрский характер. Политика в отношение к некоммерческому сектору должна строиться на основе социального договора между обществом и государством.