Статья 18

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. (КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ)

Нормальная система образования.

Есть такое понятие – инклюзивное образование, которому посвящаются речи Президента России Дмитрия Медведева: “Мы обязаны создать для инвалидов нормальную систему образования, чтобы дети и подростки с ограниченными возможностями могли обучаться среди сверстников, в том числе и в обычных общеобразовательных школах, — заявил Медведев, выступая на заседании Совета по делам инвалидов в апреле этого года. — Это нужно не только им, но самому обществу”. Об этом же говорят и на конференциях чиновники и педагоги.

Про перспективы.

Кроме этого, Дмитрий Анатольевич высказал и более четкие “посылы” власти: Свою родительскую точку зрения на вопрос о современном образовании высказал Президент России Дмитрий Медведев. Выступая на совместном заседании президиума Государственного совета и советов по науке и культуре, Президент заявил, что российские дети должны быть максимально загружены в школе и получать полные знания по всем предметам. Только при этом условии, по мнению Дмитрия Медведева, наша страна и в дальнейшем будет оставаться конкурентоспособной.

Президент вспомнил годы своего обучения. В начальной и средней школе уроки заканчивались в 13-14 часов, полчаса уходило на выполнение домашнего задания, а остальное время посвящалось спортивным занятиям. Но этого, по мнению Медведева, в современном мире мало. Наши дети «должны заниматься больше, чем мы», – заявил Президент.

Освоить весь объем знаний за короткий временной промежуток невозможно, считает Дмитрий Медведев. Для полноценного обучения и спортивного развития детей нужно создавать нормальные условия, относиться к подрастающему поколению гуманно, учитывая при этом особые требования общества XXI к человеку. А иначе, подвел итоги своего выступления Президент, «у нас нет перспектив».

Эксклюзивы ульяновских чиновников.

“Дети обходятся очень дорого”

Людмила Соломенко

Экономия бюджета уже принесла свои плоды.

Результаты ЕГЭ по математике:

В итоге максимальную оценку – 100 баллов – не набрал никто. А лучший результат в нашем регионе – 97 баллов. Набрать их смог лишь один человек.

В целом же с экзаменационными испытаниями справился 7171 выпускник. А вот 5,3% школьников нашей области получили неудовлетворительную отметку.

…среди ульяновцев, сдававших 7 июня математику, неудовлетворительную оценку получили 407 человек.

По русскому языку:

…из 8059 выпускников Ульяновской области, сдававших в этом году «великий и могучий», «двойки» получили 357 человек.

Итого: 764 – “ДВОЙКИ” по ЕГЭ, на 7578/7702 ученика сдаваших ЕГЭ; По большому счету, это двойка всей системе ульяновского образования, большая жирная двойка! Дооптимизировались…

Безусловно, позиция Людмилы Соломенко понятно, ей такие результаты сдачи экзаменов, могут действительно дорого обойтись, а она ещё за круиз по Волге не отчиталась. Кстати, о круизе, на мой взгляд, чиновники от образования обходятся куда дороже чем дети. За семь дней круиза было потреблено педагогами водки на 90 000 рублей и питания на 60 тысяч, при этом, на ремонт 7-й школы было выделено всего 100 тысяч, с формулировкой, что нет средств. Вот такие казусы, на новые машины и круизы для чиновников деньги есть, на детей уже не хватает.

Есть у меня вопросы и по фонду заработной платы, к Людмиле Соломенко, у примеру по той же седьмой школе, было выделено из субвенций на зарпалату 1,5 миллиона рублей, и затем проведена “корректировка” затребовано обратно 829 500 рубляй (Приказ УОМ №1345-1 от 1.10.2009г), а до этого ещё 248 700 рублей (Приказ УОМ 679 от 23.04.2009г.), и ещё на 23 000 рублей (Приказ УОМ1702 от 3.12.2009г), всего 1 101 200 рублей было изъято у 7-й школы. В Приказах указано: раздел – 0702 (“Общее образование”) код операции – 211 и 213 – т.е средства изъяты из фонда оплаты труда педагогов, (для дотошных расшифровки здесь и тут), может быть Ленинская прокуратура г.Ульяновска проявит интерес – куда делись средства из оплаты работы педагогов (напомню, что выделение денег производится по количеству учеников, а получилось, что количество учеников росло, а вот оплата труда стремительно падала без объяснения причин). Родители высказывают разные догадки, начиная с коррупции, что средства были израсходование не целевым образом, допустим на очередную массовую попойку, а теперь, решено те школы где существует явная недостача – срочно ликвидировать, а что? По миллиону со школы, вот и окупился круиз и новые авто…

Но, пусть пока этими вопросами занимается прокуратура, думаю, что когда дойдет дело до суда тоже детальнее вникнем в историю пропажи денег из зарплаты педагогов, и поинтересуемся у чиновников Соломенко, Тамаровой и Лариной – а где деньги? Поскольку объяснять они не хотят, ни родителям, ни педагогам… может прокурорам пояснят?

Инклюзив.

Вернусь, к тому, с чего начал,с особенных детей. Особенные дети – эфемизм, читайте: “дети-инвалиды” и “дети с психической задержкой развития”. Которых отдельные чиновники характеризуют эпитетами: “дебилы, олигофрены, дураки…” – пожалуй, более правильно, подобные ярлыки наклеить именно на таких чиновников. Не секрет, что по ряду социальных факторов, дети сейчас рождаются с ослабленным здоровьем, иногда не доедают, или не получают полноценного питания, что и отражается на их развитии. Проще всего махнуть рукой на таких детей, но гораздо сложнее жотянуть таких детей до нормального уровня, хотя на это уходят годы. Перед педагогами которые заняты такой нелегкой, но благородной работой, стоит наверное преклоняться, справедливо оценивая их ежедневный подвиг и помочь всеми силами, но власти предпочитают на них только экономить, и при случае сводить счеты увольняя нелояльных, мешающих манипуляциям с денежными средствами.

Как мне рассказал один из председателей попечительского совета школы, ему открыто сказали, либо все деньги идут через городских чиновников, либо… запретят помогать школе.

К слову, родительский комитет, на ремонт школы выделил более миллиона рублей, что в десять раз больше средств выделенных мэрией.

Переход к теме родителей и выделению денежных средств неслучаен, и в прямую связан с особенными детьми, поскольку родители обступив меня рассказывали: ” Говорят школа некомплектная, но мы специально выбирали именно такую школу. Где наполнение классов поменьше, поскольку ребенок гиперактивный и требует повышенного внимания, в другой школе ему бы пришлось сложнее. Тем более, ему не смогли бы уделять столько внимания. А уж про то, что бы учится во вторую смену, об этом и речи быть не может, как мы оставим его одного дома? А здесь он практически весь день, приводим и уводим – очень хорошая школа, и ребенку нравиться”, а вот родители другой школы смотрят на ситуацию более жестко: “А нашего ребенка – аутизм, он требует специального подхода и внимания педагога, он долго привыкает к коллективу, школе, педагогам, друзьям – для него перемена школы, просто катастрофа, от которой он не сможет оправится несколько лет…”, были десятки иных рассказов о детях, семейных ситуациях – которые показывают, что всё не так то просто, как видится иным чиновникам, для которых не существует ни детей, ни семей, а всё сводится к экономии средств бюджета… и пьяным куражам за счет того же бюджета, и поездки в Канны.

Тактика Людмилы Соломенко известна:

Сначала заведующая городским управлением образования испуганно ушла на бюллетень. А потом решила защищаться, причем, как это и принято в нашей мэрии, самым неумным способом. За неделю до начала учебного года Соломенко собрала своих сторонников в школе, чтобы написать коллективную жалобу Путину на… Ульяновскую прокуратуру, которая незаслуженно преследует уважаемых работников образования.

В целом, решение о ликвидации школ, находящихся в спальных районах города, тем более осуществляющих программы инклюзивного образования (включая коррекционные классы), иначе как самодурством чиновников – никак не назовешь.

Поскольку общеизвестных критериев – нет, они какие-то тайные, и никому неизвестные, то возмущение родителей понятно.

Родителям хочется как лучше, чиновники поступают как всегда.

Демография.

Кроме того, как раз в тех районах, где начата ликвидация школ, проживает большое количество молодежи, в детских садах систематически не хватает мест. Завтра эти дети должны пойти в школу, но школы поблизости уже не будет…. Так же, как ранее распродали детские сады, теперь из системы образования “уходят” школы. И есть веские основания полагать, что дело вовсе не в экономии средств бюджета, а есть у чиновников более корыстные соображения, не зря спикер гордумы Василий Гвоздев не хочет обнародовать список “хороших рук”, о которых заикнулся, ох, не спроста. Как-то всё это напоминает пресловутое рейдерство, но силами чиновников.

Об экономии бюджетных средств.

О нарушениях – «всему свету». Л.Пехтерева, “СК”, 23.03.09 г.:

..По словам Председателя Счетная палаты Ульяновской области. Н. Горячкиной, в прошлом году контрольно-счетной палатой областного парламента было выявлено нарушений на 110,2 миллиона рублей. 41 миллион был использован неправомерно, 69 — неэффективно.

Кроме Счетной палаты, в муниципальных образованиях региона работают свои контрольно-счетные органы. В прошлом году они выявили нарушений на 1 миллиард 191 миллион рублей. Наибольшая сумма нарушений, согласно отчету о результатах деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований области, выявлена в Ульяновске. Она составила более 733 миллионов рублей.

Как-то даже не удивительно, что у чиновников не хватает средств на детей, и родители вынуждены изыскивать собственные ресурсы для оказания помощи школам. При этом, совершенно не понятно о чем идет речь? Тем более есть настоятельная рекомендация Председателя Правительства Владимира Путина и Президента России Дмитрия Медведева – переводить школы на автономное финансирование, ведь та же седьмая школа и её родители просят немного, только зарплату для учителей ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧЕНИКОВ, а вопросы коммуналки и ремонта, при самостоятельности школы – они решат сами и без властей. Поэтому о каких убытках для бюджета идет речь?

Оптимизация.

– Оптимизацию нельзя сводить только лишь к закрытию учреждений. Оптимизация – это и реструктуризация образовательных учреждений. Она может проходить различными путями: придание нового статуса (например, средняя школа станет начальной) или слияние двух образовательных учреждений при малой численности учащихся. На Нижней Террасе школа №36 соединяется со школой №83. В здании школы №36 будет располагаться центр творчества детей и молодежи. Ученики Белоключевской школы будут заниматься в 10-й школе на Опытном Поле. А здание Белоключевской школы станет использоваться под библиотеку и центр творчества. Школа №67 будет закрыта, там откроется социокультурный центр. Школу №84 переоборудуют под детский садик. В этом году уже объединились лицей технического университета и школа №4. Школа №50 и вечерняя школа №5 тоже слились. В Кувшиновке закрыта начальная школа, в этом здании остался только детский сад. В здании школы №144 также размещается теперь только детский сад. Ранее была закрыта школа №77, где теперь работает социокультурный центр. Также закрыта школа №54, дети переведены в школу №42. Это неизбежно, потому что десять лет назад в ста зданиях школ училась 101 тысяча ребят, сейчас на 96 школ приходится 51 тысяча учеников.

– так говорилось специалистами образования в прошлом году.

Но, в этом году, позиция чиновников образования стала значительно более жесткой, и привела к явной социальной напряженности в городе. Тем более, что опыт “оптимизации” показал, что у чиновников слова слишком часто расходятся с делом.

Спикер ЗСО Борис Зотов.

— Я неоднократно подчеркивал, что к оптимизации образовательной сети… необходимо подходить крайне осторожно, продуманно, взвесить все «за» и «против», прежде чем принимать решения… Суть в том, что любая реорганизация структуры объектов социальной сферы должна проходить исключительно в интересах населения.

И наконец, высказывание губернатора Сергея Морозова.

Сергей Морозов: «Педагогическое сообщество, власть и партия «Единая Россия» объединили усилия в реализации инициативы «Наша новая школа»

Завершение беглого и сумбурного обзора ситуации.

После приезда Григория Рапоты в Ульяновск, и громких слов спикера ЗСО Бориса Зотова и губернатора Сергея Морозова о правах детей, даже как-то неудобно вспоминать, что и в нашем, похоже Богом забытом регионе, есть Уполномоченный по правам человека Константин Долинин, с которым ни Олег Мидленко, ни его подчиненная Людмила Соломенко не посчитали необходимым согласовать вопрос о ликвидации школ. Уполномоченного назначал губернатор области, а поддержал спикер ЗСО, но городским чиновникам вероятн глубоко наплевать и на того, и на другого, если они даже формально не поставили в известность Уполномоченного по правам детей. Впрочем, мэру города Ульяновска, тоже глубоко фиолетово, кого там назначал губернатор и зачем? Что они говорили про права человека и про гражданское общество? Ему милей развлечения, ну любит он отобрать у заезжей звезды эстрады микрофон и поучить петь, почему бы ему не поучить ещё и губернатора со спикером как надо проводить оптимизацию?

Пока же, оптимизации привела к тому, что в ряде школ города грубо нарушаются требования численности (явный перебор учеников), и соответственно санитарные нормы, за счет этого, в других учебных заведениях возникает недобор учеников, причем искусственно вызванный, несбалансированным, неравномерным и несправедливым распределением бюджетных денежных средств.

Совершенно непонятна и позиция городской думы, которая говорит одно, а делает другое, в частности по той же седьмой школе:

В пользу сохранения школы говорят другие обстоятельства. Уже три года ей руководит новый директор. За короткий срок Ирине Маллямовой удалось создать попечительский совет, провести ремонт, повысить качество знаний учеников, а также разместить на базе школы целый социокультурный центр. Сама Ирина Маллямова говорит о потенциале вверенного ей учреждения так: «Мы развиваемся, третий год подряд набираем два первых класса. К 2011 году поставили себе задачу перейти в статус гимназии, для этого уже прошли аккредитацию, работаем над повышением квалификации педагогов». Тем не менее, управление образования и администрация школы не смогли договориться, найти выход из положения. А заложниками ситуации стали ученики и их родители, которые готовы идти на крайние меры.

Школу с почти столетней историей ни в коем случае нельзя закрывать – с этим согласились все депутаты Ульяновской Городской Думы, вне зависимости от политической принадлежности. В постановлении парламентариев говорится о необходимости исключить образовательное учреждение из плана оптимизации. В то же время, администрации школы имени Кашкадамовой предстоит решить непростые, но выполнимые задачи.

«Все депутаты придерживаются одной позиции – школа не может быть закрыта. Нельзя подходить к оптимизации формально. Руководители исполнительной власти города и области, в компетенции которых находится этот вопрос, должны дать педагогическому коллективу спокойно работать. В дальнейшем обо всех учреждениях, которых так или иначе коснется оптимизация, Городская Дума должна извещаться заранее, чтобы депутаты имели возможность предотвращать подобные ситуации. Уверен, что сохранение школы должно стать общей задачей для городских властей», – подчеркнул спикер Городской Думы Василий Гвоздев.

А теперь он, Василий Гвоздев, наделенный полномочиями спикера, говорит про “Плач Ярославны” и про “хорошие руки” – совсем не красивая позиция и ситуация.

Мне хотелось бы, что бы губернатор области Сергей Морозов, спикер ЗСО Борис Зотов, спикер гордумы Василий Гвоздев – собрались о обсудили, как им лучше сдержать ранее данные гражданам обещания, надежды, и восстановить веру во надежность власти в регионе. Просто из уважения к самим себе, ну может быть и гражданам. Дайте и мне повод относится к власти с уважением, и говорить только про хорошее и позитив.

А вот мэра города Ульяновска, вот его, на обсуждение приглашать не надо, не нужно дискредитировать обсуждение социально значимых тем его присутствием.