Владимир МИРОНОВ

Несколько лет назад, накануне ныне текущего кризиса Россия переживала строительный бум – жилые новостройки росли с небывалой скоростью. Соответственно дорожал, порой становясь дефицитом, и «хлеб» любого строительства – цемент. Не удивительно, что сразу несколько крупных производителей этого стройматериала обратили свои взоры на Ульяновскую область.

Осенью 2007 г. ульяновское управление «Роснедр» выставило на торги право пользования недрами так называемой Бутырской горы, расположенной южнее Сенгилея, где как раз и имеются залежи минерала, необходимого в производстве цемента. Победителем аукциона стала московская фирма «Виста-про» (имеющая самое непосредственное отношение к бизнесу Р. Абрамовича).

Однако в ходе дальнейшего оформления покупки выяснилось, что у только что приобретенного участка уже есть законный владелец. Но поскольку бывший собственник в лице департамента имущественных отношений Ульяновской области согласия на распоряжение этой землей никому не давал, разобраться в ситуации он попросил прокуратуру.

Рассказывает заместитель руководителя отдела по расследованию особо важных дел следственного управления следственного комитета при прокуратуре РФ по Ульяновской области К.Ю. Колосков:

– История началась в конце 2006 г. Участок площадью 145 га, расположенный южнее Сенгилея и находившийся в госсобственности области, был незаконно изъят у пользователя – Сенгилеевского технологического техникума, выставлен на торги под видом муниципального имущества и продан третьим лицам почти за полтора миллиона рублей. Провернули эту сделку бывший глава района Миронов, глава районной администрации Вещин и председатель местного комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Давыдов. Они добились, чтобы директор техникума подписал ими же составленное письмо о том, что тот якобы просит их распорядиться этой землей, хотя обращаться с такой просьбой директор права не имел, а чиновники не имели права ее выполнять.

Участок выставили на сфальсифицированные торги – просто составили соответствующие бумаги – и «продали». Но даже если бы торги проводились реально, то и в этом случае они были бы незаконными, т.к. продавалась-то чужая собственность.

Что же побудило ответственных товарищей пойти на столь откровенные подтасовки? Напрашивается очевидный ответ – взятка. Однако доказать этот мотив в ходе следствия не удалось. Причиной махинаций стало другое – желание помочь «нужному» человечку, каковым в глазах будущих обвиняемых был некто Каледин, который и тогда, в 2006 г., и сейчас является общественным советником губернатора. Именно Каледин обратился к Миронову с просьбой подыскать для другого предпринимателя – Родионова – землю, на которой тот мог бы заняться сельским хозяйством. И Миронов подыскал. Что касается выбора участка и путей его изъятия из чужой собственности – это, по мнению следствия, целиком инициатива районного главы.

Однако никаким сельским хозяйством на обретенной земле Родионов заниматься не стал и вскоре ее перепродал.

По мнению Колоскова, реальный интерес именно к этому участку связан с тем, что он расположен над месторождением цементного сырья. Поэтому его владелец мог влиять на разработку карьера, хотя свою заинтересованность в освоении недр все участники событий отрицают. Тем не менее их действия свидетельствуют о том, что целью этой махинации было именно получение земли над недрами. Но доказать это, а также привлечь к ответственности Каледина с Родионовым не удалось, и они остались лишь свидетелями.

Обвиняемым же вменяется злоупотребление должностными полномочиями, мошенничество с использованием своего служебного положения, совершенное в особо крупном размере. Кроме того, Вещиным и Давыдовым были сфальсифицированы два постановления главы администрации. За эти преступления им грозит от 5 до 10 лет лишения свободы.

Процесс по этому делу идет в Тереньгульском райсуде. Все трое обвиняемых в прежних должностях уже не работают. Миронов вышел на пенсию, Вещин в 2008-м был избран главой г. Сенгилея, Давыдов уволился по собственному желанию. До приговора все они находятся под подпиской о невыезде.

Судебная практика свидетельствует: наша Фемида очень снисходительна к тем, кто попал на скамью подсудимых прямиком из чиновничьих кресел. Так что у господина Каледина есть возможность похлопотать еще за кого-нибудь. Если, конечно, губернатор сочтет возможным по-прежнему считать его своим советником.