Татьяна АЛЬФОНСКАЯ

По стране гордо шагает Год учителя. А в нашем городе продолжают накаляться страсти вокруг закрытия нескольких школ. Чиновники от образования не слышат и не желают слышать стоны педагогов и родителей. Первые точно знают, где нужно поставить запятую во фразе «закрыть нельзя оставить». Вторые заявляют, что будут бороться до победного конца, вплоть до того, что 1 сентября все дружно придут и сядут на крыльце закрытой школы.

Диалога не получается.

Есть в этой ситуации любопытный аспект. Если кто не слышал или забыл: прошлой осенью наш город присоединился к глобальной инициативе ЮНИСЕФ (Детский Фонд ООН) «Города, доброжелательные к детям». Один из кураторов проекта в Ульяновске Константин Долинин тогда жизнерадостно заявил в прессе, что «этот проект направлен на то, чтобы детям в городе было удобно. Ну, например, в кинотеатрах, кафе и других общественных местах были бы детские писсуары и унитазы, в банках и магазинах – детские уголки, чтобы ступеньки были удобны детям и так далее. Очень трудно сказать, что эта идея – глупая и неправильная».

Трудно не согласиться, что детский писсуар для ребенка гораздо удобнее, чем взрослый. Но как не заметить, что в документах ЮНИСЕФ о данном проекте главными являются не эти приятные мелочи. «Изюминка» в другом. Цитирую: «Общими для всех участников являются следующие положения — Город, доброжелательный к детям (город, в котором детям удобно жить), это город, где:

– учитываются нужды и приоритеты детей;

– муниципальный бюджет формируется в соответствии с потребностями детей;

– дети и молодежь непосредственно участвуют в разработке политики и принятии решений, затрагивающих их интересы.»

Не знаю, как чиновникам удастся доказать педагогам, родителям и ученикам, что, закрывая школы, они учитывают нужды и приоритеты детей. Они и о нуждах взрослых учителей и директоров не желают ничего слышать. Разговор по-чиновничьи строг: не хочешь оптимизироваться – пиши заявление об уходе!

Не знаю, как удастся убедить, что бюджет ориентирован на потребности тех же детей – в данном случае бюджет «ориентирован» на то, чтобы как можно меньше на школьников потратить. Ишь, безобразие какое – в малокомплектных-то школах на каждого ученика тратится больше денег, чем в переполненных!

Не знаю, как удастся объяснить, почему, принимая диктаторское решение о закрытии школ, никто из взрослых дядей и тетей не удосужился пригласить к обсуждению проблемы детей – ведь это очень сильно затрагивает их интересы.

Зато я знаю мать-одиночку, которая воспитывает троих детей-школьников. Школу, где они учились, тоже оптимизируют. В ближайшую другую школу детям придется ездить на трамвае не то чтобы далеко, но с пересадкой. Вот и посчитайте: 120 рублей ежедневно будет стоить поездка за знаниями. В месяц – ровно половина материнской зарплаты. Очень «удобный» город. В общем, пока неизвестно, как скажется оптимизация на «эффективности развития сети образовательных учреждений» и на «эффективности использования бюджетных средств в сфере образования» (именно такими терминами объясняют чиновники цели происходящего), но то, что в семьях горожан проблем добавится, можно уверенно говорить уже сейчас. В том числе придется пересмотреть и семейный бюджет. Не всем, конечно.

Но ведь дело не в количестве «пострадавших», а в том, что они становятся таковыми по прихоти оптимизаторов от образования.

И еще я твердо знаю одну вещь. Попади на нашу «школьную войну» представитель ЮНИСЕФ, он бы, наверное, от изумления впал в столбняк. Грубо нарушаются и хамски игнорируются положения, разработанные Детским Фондом ООН. А ведь нас никто за руки не тянул – примите, мол, участие в проекте. Сами вызвались – мы же хотим в передовых регионах числиться! Но числиться и делать – разные вещи. И битвы на ниве местного образования – убедительный повод для исключения Ульяновска из проекта «Город, доброжелательный к детям». Не позориться же перед солидной организацией…