В Ульяновске состоялся Кубок России по вертолетному спорту и 4-й чемпионат Приволжского Федерального округа (параллельный зачет). Соревнования прошли на аэродроме “Белый ключ” Ульяновского аэроклуба РОСТО-ДОСААФ, который впервые принял вертолетные соревнования всероссийского уровня.
В Ульяновске сегодня нет своих вертолетов – закончился ресурс на старых “двойках”, а отремонтированные вертолеты с остатком ресурса взять пока негде и не на что. Но руководство Федерации вертолетного спорта России, выбирая Ульяновск местом проведения соревнований, не ошиблось, поскольку в этом Приволжском, таком гостеприимном и очень авиационном городе живут замечательные люди, влюбленные в небо и в авиационный спорт.
Руководство Федерации авиационного спорта Ульяновской области и Ульяновский аэроклуб РОСТО-ДОСААФ при активной поддержке правительства Ульяновской области вместе с ФВС России провели хорошо организованное и по-настоящему незабываемое спортивное мероприятие. Василий Викторов, Владимир Дворянинов и Ольга Меркель отнеслись к организации соревнований ответственно и неформально, начиная с симпатичных сувениров для каждого участника, и заканчивая подготовкой летного поля и четкой работой всех аэродромных служб во время полетов. На второй день соревнований многие участники с удовольствием надели футболки и кепки с лаконичным и емким девизом: “Летать не вредно, вредно не летать!”
Генеральным партнером ФВС России в проведении Кубка России стало Открытое акционерное общество “Вертолеты России”. Эмблему и форму “Вертолетов России” второй год гордо носят лучшие спортсмены нашей страны. И именно “Вертолетам России” мы обязаны своей победой на Всемирных воздушных играх в Турине в 2009 году. Если бы не поддержка вертолетного холдинга, экипажи сборной команды России не смогли бы принять участие в главном авиационном спортивном событии нашей планеты.
Соревнования в Ульяновске получились представительными – 34 участника, среди которых восемь заслуженных мастеров спорта, один мастер спорта международного класса, 12 мастеров спорта, шесть кандидатов в мастера спорта и семь спортсменов-перворазрядников. В командном первенстве состязались восемь команд: Ульяновской, Московской, Самарской (ЦСК ВВС), Саратовской областей, города Москвы, ВВС РФ, Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков (СВВАУЛ) и аэроклуба “Аэросоюз”.
10 июня состоялись регистрация участников, мандатная и техническая комиссии, судейский семинар и общий брифинг для участников и судей. 11 июня с погодой повезло. В первой половине дня разыграли “навигацию”, самое насыщенное элементами упражнение программы соревнований. В задачу экипажа входит прокладка маршрута за пять минут до вылета, полет по 25-минутному маршруту, поиск трех поворотных пунктов, опознание 10 целей в зоне поиска, финиш в точно заданное время, выполнение 60-секундной коробочки со сбросом двух грузов в мишени на первом ее отрезке, второй финиш и сброс кегли в отверстие крыши не более чем за 20 секунд. И штрафные очки можно нахватать на каждом этапе!
В 2010 году принципиально изменился один из элементов “навигации” (изменение пришло из правил чемпионатов мира): сброс в мишени теперь выполняется не с 10-метровой высоты, как прежде, а с 20 метров, и штраф начисляется не за каждые 10 см отклонения от мишени, а просто за “попал/не попал”. Непопадание в каждую из мишеней оценивается в 20 штрафных очков.
Поэтому точность сброса грузов оказалась во многих случаях определяющей общий результат: можно все найти на маршруте, и поворотные пункты, и цели, но весь свой успех в навигации свести на нет неточным броском. Из 17 экипажей только пятерым удалось пройти этот этап без штрафа, они и заняли первые пять строчек в таблице результатов.
Здесь чемпионов уже определила точность прибытия на аэродром и на финиш “коробочки”. Замечательную победу одержали спортсмены из команды Москвы кандидат в мастера спорта Юрий Яблоков и мастер спорта Вадим Сазонов (1-й вертолетный клуб “Аэросоюз”) с очень высоким результатом 298,5 очка (максимальный результат по каждому упражнению программы – 300 очков). Экипаж уже одерживал победы на чемпионате Германии и чемпионате СНГ, однако победа в Ульяновске стала первой в соперничестве с сильнейшими спортсменами мира и России. Всего на 0,4 очка отстали от чемпионов серебряные призеры Людмила Косенкова и Елена Прокофьева (Самарская область, ЦСК ВВС), переигравшие всех остальных соперников-мужчин, и на 0,7 очка – их товарищи по команде Виктор Коротаев и Николай Буров, ставшие третьими.
Вечером того же дня участники соревновались в “полете на точность”. Это упражнение – классика вертолетных соревнований. Полет выполняется по размеченному на земле маршруту на постоянной высоте 2,5 м, контролируемой двумя грузами, подвешенными под вертолетом. Выполняются перемещения вперед вправо, назад, влево, по диагонали, а также два разворота на 360 градусов. В конце полета экипаж должен точно посадить вертолет на линию шириной 5 см. Чемпионы по этому упражнению Виктор Дегтярь и Петр Васильев (команда СВВАУЛ, Сызрань) выполнили филигранный полет и показали поистине чемпионский результат – ни одного штрафного очка! Виктор Коротаев и Николай Буров (Самарская область, ЦСК ВВС) с результатом 296,9 очков заняли второе место. Сергея Тупикова и Владимира Панарина (ВВС РФ) немного подвела неточность на посадке, и в результате – 292,2 очка и бронзовые медали соревнований.
Утром перед “навигацией” в Белый ключ прилетели гости: на аэродром приземлился вертолет Ка-226 Авиационного отряда специального назначения МВД по Республике Татарстан. Командир экипажа, начальник авиации МВД по Республике Татарстан подполковник внутренней службы Фларит Мавлеткулов и пилот отряда Владислав Ситников планируют этим летом начать тренировки по спортивной программе. Пилоты на камовских машинах уже много лет не принимали участия в соревнованиях, поэтому для ФВС России интерес к спорту казанских летчиков стал настоящим сюрпризом. Людмила Косенкова и Елена Прокофьева, ожидая своего вылета по “навигации”, взяли шефство над камовцами и пролетели с ними по квадрату, размеченному для упражнения “полет на точность”.
Праздничный день 12 июня начался построением спортсменов и судей на центральной площади города, где состоялась церемония открытия фестиваля технических видов спорта и официального открытия Кубка России по вертолетному спорту. Трехкратный абсолютный чемпион мира, член судейской коллегии соревнований Владимир Зябликов поднял над площадью флаг ФВС России. Над площадью Ленина, где собрались горожане и гости Ульяновска, состоялся воздушный парад, в котором приняли участие самолет Л-29, вертолет Ка-226, три вертолета Ми-2, два вертолета R-44. Мастер спорта, пилот-любитель из Москвы Максим Сотников (1-й вертолетный клуб “Аэросоюз”) продемонстрировал показательный полет на вертолете R-44. Александр Казаков, начальник Саратовского аэроклуба им. Ю.А.Гагарина, произвел выброску с вертолета Ми-2 двух парашютистов, которые, несмотря на сильный ветер, приземлились с флагами точно в центре площади.
После праздничного построения участники отправились на аэродром, чтобы продолжить полеты по программе соревнований, в этот день планировалось разыграть упражнение “слалом”. Однако после обеда ветер усилился настолько, что сперва было принято решение отложить старт до вечера в надежде, что ветер стихнет, но затем все же пришлось дать полный отбой, поскольку порывы только усиливались. Настроение, конечно, несколько упало, тем более что было неизвестно, какие сюрпризы приготовит нам переменчивая погода на утро.
Теперь в запасе оставался только один день соревнований, за который нужно было успеть разыграть и “слалом”, и “развозку грузов”, и Гран-при между четырьмя лучшими экипажами. Раннее утро 13 июня встретило жарой и вновь довольно плотным ветром, который, к счастью, все-таки еще позволял продолжить соревнования.
“Слалом” – одно из самых зрелищных упражнений. Экипаж зачерпывает воду из бочки с высоты три метра (чисто российское изобретение!), а затем должен в заданной последовательности пронести прикрепленное к фалу ведро, наполненное водой, через 12 ворот, не коснувшись стоек, и с одной попытки поставить его на стол. Высота прохода площадки – 5 м, постановки ведра – 11 м. В полете оценивается чистота и правильность прохождения ворот, а также время, которое не должно превышать 200 секунд.
Чисто и быстро пройти площадку удалось шести экипажам. Судьбу медалей решила точность постановки на стол и пролитая в полете вода. Точнее всех были Виктор Коротаев и Николай Буров (Самарская область, ЦСК ВВС), не пролившие практически ни капли воды и набравшие всего 2,9 штрафных очка. Виртуозно выполнили полет москвичи Максим Сотников и Олег Пуоджюкас на вертолете R-44, с постановкой в 3,4 см они завоевали серебряные награды соревнований. Мастера спорта Вячеслав Чернов и Алексей Пинтелин (СВВАУЛ) были чуть точнее на столе (2,8 см), но на две секунды превысили заданное время и в итоге стали бронзовыми призерами.
“Развозка грузов” разыгрывалась на параллельных площадках, одновременно двумя участниками, что придало упражнению зрелищности и ощутимого спортивного соперничества. Каждого из двух участников оценивала отдельная бригада судей. В этом упражнении экипаж производит опускание груза поочередно в три контейнера, пройдя перед этим соответствующие входные ворота. При этом длина фала, на котором крепится груз, имеет разную длину: 4, 6 и 8 м. Задача экипажа – точно опустить груз в контейнеры за минимальное время, которое не должно превышать 75 секунд.
Четырем экипажам удалось уложиться в это время, пройти площадку без штрафа и получить максимальное количество очков – 300. В этом случае выигрывает тот, кто показал меньшее время полета. Еще до завершения упражнения всеми участниками стало ясно, что вряд ли кто-то сможет улучшить результат заслуженных мастеров спорта Галины Шпиговской и Любови Губарь (Московская область), которые показали уникальное время 57,3 секунды, почти на 20 секунд меньше заданного! Их полет смотрелся удивительно гармонично! На тяжелом “Ми-2”, при плотном ветре, спортсменки не сделали практически ни одного лишнего движения и стали чемпионками. На 5,7 секунд отстали от первого места Алексей Майоров и Сергей Шварц (ВВС РФ), поднявшиеся на вторую ступень пьедестала, и на 10,5 секунды – бронзовые призеры Виктор Коротаев и Николай Буров (Самарская область, ЦСК ВВС).
Подготовила Ирина Грушина