Сегодня президент России в очередной раз был не доволен тем, как исполняются его поручения, и в очередной же раз поручил правительству составить список чиновников, виновных в нарушении сроков исполнения его поручений. Судя по новостям, это уже не простые угрозы: в списке должно быть указано, какую ответственность понесли эти чиновники («вплоть до увольнения от должности»).

У нас в России традиционно под ответственностью понимается то, как нерадивый подчинённый страдает от рук справедливого и грозного начальника. Президент раздаёт поручения, подчинённые ему губернаторы раздают свои поручения, теперь вот и мэр наш раздаёт поручения на тот же манер. Количество поручений растёт и растёт, обгоняя и оправдывая тем самым рост чиновничьего аппарата. Работа государственных и муниципальных служащих становится всё сложнее и сложнее с каждым новым поручением, которое ставится на контроль. Теперь требуются хитроумные компьютерные программы для учёта поручений и контроля за их исполнением. Кажется, что в наш кибернетический век ни один подчинённый не уйдет от ответственности за неисполненное поручение начальника. Однако, как выясняется, находятся всё-таки служащие-хакеры, которые ломают стройную систему управления государством и не подчиняются чётким указаниям сверху.

Не затрагивая вопроса о качестве самих распоряжений сверху, нужно остановиться на ответственности за саботаж и нерадивость. Президент подчеркнул, что «неисполнение поручений президента, правительства, вообще неисполнение поручений, которые отдаются – это происшествие». Такие происшествия необходимо пресекать. Естественно, что один президент не в силах уследить за всеми чиновниками, которым он раздал поручения. Для этого у него есть особый орган – Контрольное управление. Но и целое управление не в силах проследить за тем, как в регионах реализуются федеральные инициативы, для этого существуют губернаторы. А у губернаторов есть собственные управления и департаменты по контролю и надзору. Но губернатор не в силах дойти до каждого населённого пункта, каждой школы и больницы. На то есть министры, начальники департаментов, мэры, главы, сити-менеджеры, главврачи и директора. Они тоже всё держат на контроле, обо всём докладывают наверх и подвергают ответственности подчинённых за непрофессионализм и тунеядство. Так вырисовывается почти стройная система контроля и ответственности. У любого чиновника есть начальник, перед которым он отвечает за огрехи.

Что делать если эта система вдруг даёт сбой? Если президент говорит одно, а мелкий столоначальник делает противоположное? Если глава государства громко говорит «вперёд», а на местах эту команду шёпотом озвучивают словами «чать погоди»?

У русского человека есть только один ответ на мой множественный вопрос. Нужно «драть» всех сверху вниз, «дубасить дубиной» и даже «обрывать уши». Это идеальный порядок работы.

Но по какой-то причине этот национальный рецепт сейчас не работает. То ли законы не те, то ли наверху там не очень грозные люди, а, может, мелкие чиновники просто потеряли привитый товарищем Сталиным «нюх».

Решит ли разрабатываемая компьютерная программа проблемы неисполнения? Скажем, начитал президент своё послание, нарезали с них поручений, раздали, потом перераздали и перепоручили. А в программе уже стоят фамилии и сроки, а рядом галочки красные, если не исполнено, и зелёные, если исполнено. И сразу видно, кого нужно снимать. С самых «верхов» до самых «низов». И чуть позже у красных галочек фамилии все перечёркнутым шрифтом. И всё это вывешено на «Улпрессе». А что? Будет работать!

Но, к сожалению, система контроля над контролёрами очень часто даёт сбой. Особенно это заметно в случае, когда граждане, не нашедшие правды у мелких чиновников, вынуждены писать выше и выше, пока не доходят до самого президента. В таких случаях включается механизм перенаправления жалобы вниз по вертикали и она возвращается к месту рождения. Многие вопросы таким образом, конечно, решаются, но часть – теряется в потоке восходящей и нисходящей корреспонденции. Ответственность не находит своего героя.

Как сделать муниципальных и государственных служащих более отзывчивыми к поручениям начальства и просьбам населения? Мы тратим огромные деньги на разработку административной реформы, а административный аппарат не работает. Мы жалуемся на пассивность гражданского общества, а с гражданами не разговариваем. Мы придумываем административные наказания, но не имеем полномочий наказывать. Мы написали административные регламенты, но не несём никакой ответственности за их неисполнение. Самое главное, что гражданам трудно понять на кого, куда и в каких случаях жаловаться. Если по гражданским делам есть одна контора – суд, то в случае с делами административного характера обрщаться некуда. Есть, правда, приёмные и странички в сети «Контакт», но система эта мало формализована, чтобы привлечь кого-либо к ответственности.

Думается, что пора либо создавать мегапрограмму по контролю за всеми чиновниками, которые не исполняют поручения, не соблюдают регламенты или не отвечают на обращения граждан, либо внедрять более простые механизмы ответственности. И такой механизм уже есть – контроль снизу – увольнение тех, у кого накопились «красные галочки», выставленные начальством на совещаниях или населением в прессе.

Напомню, что благодаря изобретению ульяновского губернатора механизм увольнения действует как «сверху», так и «снизу». Было время, когда глава региона практиковал назначения министров при согласовании с партией большинства в законодательном собрании. Хорошая идея. Почему бы нерадивых представителей исполнительной власти и не увольнять с подачи партии? Ведь, партия – это голос и воля избирателей. Они доверили партии контролировать «исполнителей». Пусть партия занимается этим, помогая президенту и губернатору. Медведеву нужны помощники.

А если партийцы не справляются с функцией контроля и привлечения виноватых к ответственности, то тогда эти задачи, как говорит президент, «будут решать другие».