ФЗ-131

«Создаётся впечатление, что ФЗ-131 «О работе органов местного самоуправления» написали только для глав сельских поселений», – эта фраза, режущая слух, прозвучала на совещании в одном из районов области.

Сегодня никто не отрицает, что в сельской местности отток молодёжи носит массовый характер, а как следствие падает рождаемость и растёт смертность. Доходы местного населения, особенно там, где нет хоть каких-то предприятий, и куда не вошли инвесторы, идут на снижение, не растут бюджетные поступления.

Ситуация абсурда

Поселениям прибавляют полномочия, но не увеличивают субвенции, которые, к слову будет сказано, выделяются из расчёта на душу населения. Ситуация абсурда! Сегодня на долю сельских поселений в консолидированном бюджете страны, по данным статистики, приходится 9,4%, тогда как в районах этот показатель составляет 26,8%, а в городских округах и того больше – 63,8%. Государство, как всегда, оказалось «умнее» всех: закон – есть, а финансов под него – кот наплакал. Это тем более прискорбно, что есть проблемы, требующие не только системного решения, но и больших финансовых вливаний, когда усилий регионов и муниципалитетов явно недостаточно. В результате главы поселений получили сильную головную боль. Хорошо, если на вверенной им территории развернулись действующие предприятия. Тогда есть шанс хоть как-то сводить концы с концами. Но чаще всего их там нет.

Область и районы, надо отдать им должное, работают над привлечением инвесторов. Хорошо известно, однако, что инвестор идёт туда, где ему выгодно. Кто что-то будет делать для сельского поселения, если оно не платежеспособно? Вот и получается, что главам поселений остаётся только биться, как рыба в силках, потому что без реальной финансовой поддержки государства дело с мёртвой точки они не сдвинут, даже если сильно захотят.

А кричали: «Ура! Ура!»

Председатель Законодательного собрания Ульяновской области Борис Зотов однажды сказал: «Федеральный центр иногда выходит с инициативами, которые не совсем выверены в части их реализации. Помнится, когда мы принимали ФЗ-131, поначалу кричали «Ура! Ура!» Потом оказалось, что 70 регионов России к нему не готовы. Центр был вынужден на два года объявить так называемый переходный период».

Добавим к сказанному, что в упомянутые два года ФЗ-131 в качестве пилотного проекта обкатывали в восьми регионах Российской Федерации. В их числе была Ульяновская область. Будучи одной из первых в стране, шишек себе в части реализации этого закона она набила себе предостаточно. Но и сегодня, спустя вот уже несколько лет, вряд ли найдётся хоть один человек, который был бы удовлетворён этим законом. Проблема недостаточности субвенций и постоянного роста числа полномочий поселений при огромном количестве надзирающих органов, хорошо известна и на федеральном уровне. Беда и в другом. Как и тот факт, что у нас полностью отсутствует прозрачная налоговая схема в плане пополнения бюджетов сельских поселений. Как обеспечить поступление в них налогов?

Выход

Шаги хорошо известны. Стимулировать развитие предпринимательства, малых форм хозяйствования, потребкооперации, приход инвесторов. Иного выхода нам не предлагают. Столько, сколько нужно, федеральный центр денег никогда не даст. Значит, надо их зарабатывать.

Поселениям нужен стартовый капитал для своего развития. Сегодня у них основным является налог на доходы физических лиц (НДФЛ). А как прикажете его получить? Сельские жители, кто, конечно, в силах, ездят работать «на сторону». Там с них этот налог и берут. А все услуги, образовательные, медицинские, социальные и прочие, предоставляются по месту жительства. Их, естественно, надо оплачивать. А где деньги, если в местную казну пополнение не идёт и всё её богатство, простите, блоха на аркане?

Утешает, пусть и слабо, в этой ситуации одно, что Минсельхоз России разработал проект концепции устойчивого развития сельских поселений. Он признаёт, что глубинке требуется помощь со стороны государства. В каких формах? Их много, например, субсидированные кредиты и закрепление за местными бюджетами дополнительных налоговых льгот. При этом предлагается оказывать господдержку, в первую очередь, инвесторам, которые проявят намерение возрождать село. Глубинка должна стать для них привлекательной. Есть в документе и много других хороших предложений.

Пробовали было уповать на ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года». Но в прошлом году её наполовину урезали. Ровно настолько было заморожено и число объектов на местах, в том числе в Ульяновской области. Совсем недавно премьер-министр правительства РФ Владимир Путин дал поручение министру сельского хозяйства РФ Елене Скрынник внести свои предложения по наполнению упомянутой ФЦП средствами на уровне 2008 года. На местах остаётся лишь надеяться, что при распределении средств по итогам работы за первые шесть месяцев 2010 года деньги в программу всё-таки добавят. Непонятно, правда, как регионам жить всё это время.

Александр Савельев.