Сергей Гогин
Марина Тимашева: В Ульяновске состоялся второй фестиваль кино- и телепрограмм для семейного просмотра. Он носит имя Валентины Леонтьевой. Слово – Сергею Гогину.
Сергей Гогин: Во время первого Ульяновского Фестиваля кино для семейного просмотра, который состоялся два года назад, его генеральный продюсер Тарас Шевченко говорил, что в России трудно найти 10 фильмов, которые можно было бы отнести к категории “семейного кино”. Он тогда гордился, что привез на фестиваль около 60 медийных, то есть раскрученных, актеров. По признанию организаторов и зрителей, на нынешнем, втором Фестивале имени Валентины Леонтьевой, было меньше гламура и больше кино. Директор “УльяновскКинофонда” Лидия Саурова, которая на сей раз исполняла функции генерального продюсера, говорит, что первичной целью организаторов было сформировать грамотную кинопрограмму.
Лидия Саурова: Мы сразу искали не профессионала по организации кинофестивалей, а именно работал отборщик кинопрограмм – это директор кинопрограмм Дома Кино Союза кинематографистов Васильева Инна Васильевна. Мы шли не от звезд, мы шли от фильмов, чтобы они четко соответствовали теме и духу нашего фестиваля.
Сергей Гогин: Существует ли в России семейное кино и что это вообще такое? Самое распространенное определение: это кино, которое можно смотреть с ребенком, и при этом периодически не закрывать ему глаза. Композитор Геннадий Гладков, гость фестиваля, считает, что тут даже не важно, какое кино, если ты пришел на него с детьми, держишь их за руку, общаешься с ними после фильма, – то это уже кино для семейного просмотра. Кинокритик Кирилл Разлогов предлагает различать кино для детей, для подростков и семейное кино. Их аудитории мало или не всегда пересекаются. К семейным фильмам Разлогов относит такие хиты как “Аватар”, “Властелин колец”, “Гарри Поттер”, “Хроники Нарнии” и прочие фэнтази.
Кирилл Разлогов: Термин “семейные фильмы” это действительно фильмы, на которые можно прийти всей семей. Полнометражные мультипликации ближе всего к этому. У нас кино все-таки еще воспринимается как сфера самовыражения автора. Автор, как правило, самовыражается, не обращая внимания на то, куда это пойдет. Семейное кино, прежде всего, требует органичности восприятия, требует, чтобы авторы действительно верили в то, что это действительно происходит. Прообраз семейного кино это волшебные сказки, в которые действительно верят и взрослые, и дети.
Сергей Гогин: Разлогов говорит, что во всем мире семейное кино – самое кассовое, поэтому почва для него есть и в России, хотя здесь спрос на этот вид кинематографа ограничен по экономическим причинам.
Кирилл Разлогов: Мне не очень понятно, насколько хождение в кино семьями широко у нас распространено в силу того, что в больших городах цены на билеты столь высоки, что четыре билета в кино это для семьи довольно серьезный расход. Поэтому, скорее, у нас пока в кино ходят молодые люди и подростки, которые ходят парами или компаниями, то есть каждый платит за себя.
Сергей Гогин: Оказывается, семейное кино в России все-таки снимают. В конкурсной программе Ульяновского фестиваля было представлено семь полнометражных игровых фильмов, одиннадцать документальных, более двух десятков детских, включая анимационные и короткометражки. Это – не считая внеконкурсных показов. Подчитано, что фестивальные события, включая творческие встречи с известными артистами, привлекли около 15 тысяч жителей Ульяновска и области. Члену народного жюри Людмиле Белозеровой фестиваль понравился своей социальной составляющей – многие показы и творческие встречи с актерами и режиссерами состоялись в, самой что ни на есть, глубинке, в сельских районных центрах.
Людмила Белозерова: А, во-вторых, что понравилось – то, что детей сирот из детских домов привозили сюда и показывали им фильмы. И еще, вы знаете, в этом году, мне кажется, они как-то были расположены – актеры, режиссеры, операторы – все те, кто приехали к Ульяновску к людям, которые здесь живут. Светлана Крючкова предваряла показ фильма о Бродском. Фильм просто чудесный. Ну, ей сразу показалось, что люди не способны понять этот фильм. Но, тем не менее, она о нем рассказала. Вы знаете, я смотрела фильм – ни один человек не встал и не вышел из зала!
Сергей Гогин: Лидия Саурова уверена, что Ульяновский фестиваль и есть та самая “поддержка национального кинематографа”, о необходимости которой так много говорится.
Лидия Саурова: Эта поддержка заключается еще в том, что мы на некоторые фильмы конкурсной и внеконкурсной программы купили право проката на территории Ульяновской области. Для примера, мы приобрели фильм “Сынок” Ларисы Садиловой, фильм “Обреченный на войну”, и так далее. Семь названий на сегодня.
Сергей Гогин: Напомню, что Ульяновский фестиваль носит имя Валентины Леонтьевой, чьи программы на советском телевидении были воплощением душевного доверительного разговора.
Лидия Саурова: Вот сын Валентины Михайловны удивился, что ее имя используется на фестивале, а его никто не пригласил. А я удивилась, что сын пытается предъявить претензии людям, которые так бережно сохраняют ее память и так достойно это делают.
Сергей Гогин: Член жюри Людмила Белозерова сетует, что фестиваль не получил российской известности.
Людмила Белозерова: Параллельно шел фестиваль в Иваново, посвященный Тарковскому. Я не сравниваю эти величины, ну, там статус международного, и прошли сюжеты по всем телеканалам. Наш фестиваль был ничуть не хуже, действительно, он был теплый, хороший фестиваль. Но вот как-то этого не было.
Сергей Гогин: Теперь – об итогах. В номинации за лучший полнометражный фильм победила лента Ларисы Садиловой “Сынок” с блестящим Виктором Сухоруковым в главной роли. Лучшим неигровым фильмом признана картина Вячеслава Орехова “На кончиках пальцев”, посвященная будням интерната для слепоглухонемых детей в Сергиевом Посаде. Приз за лучшую женскую роль присужден актрисе Ксении Кутеповой, снявшейся в картине “Скоро весна”. Приз за лучшую мужскую роль получил актер Александр Михайлов за фильм о войне “Разжалованный”. Гран-при – он же Приз губернатора Ульяновской области Сергея Морозова за вклад в российское национальное кино для детей и юношества – получил режиссер Владимир Грамматиков. “На фестивале, на мой взгляд, не было плохих работ, это вполне качественное и достойное внимания кино. А то, что не было всероссийских премьер, никого не должно смущать, – говорит организатор фестиваля Лидия Саурова. Все фильмы, показанные в конкурсе и вне конкурса, в Ульяновске никогда не демонстрировались, и не попали бы сюда, если бы не фестиваль”. На вечере, посвященном памяти Валентины Леонтьевой, телеведущий Леонид Якубович, снявший о ней документальный фильм, выразил надежду, что в России появится кинофестивали имени других артистов, которые внесли огромный вклад в отечественное кино, но умерли в забвении и нищете.