Антон Шабалкин

Одни выборы в нашей стране сменяют другие. Кандидаты идут во власть от различных партий. Да вот незадача – по внешности не всегда поймешь, кто перед тобой: все в аккуратных костюмах, со «среднестатистическими» прическами. Разве что ЛДПРовцев порой можно отличить по фирменным фуражкам-«жириновкам». А вот 95 лет тому назад, в годы первой русской революции, партийную принадлежность многих определяли буквально по одежке.

Один из основателей Симбирской группы РСДРП Валентин Рябиков приводил в воспоминаниях любопытные характеристики облика различных партийцев: «Мы… часто узнавали принадлежность к партийному течению того или другого революционера не только по отдельным словам и фразам, но даже и по внешнему виду.

…Эсеры обладали несколько мечтательными глазами с поволокой и «мировой скорбью». На них было что-нибудь крикливое (яркая рубаха), особенный пояс или шнурок, пенсне и вообще в эсере чувствовался до известной степени самовлюбленный, рисующийся революционер-артист (герой и толпа).

Анархист имел архивызывающий вид с таким выражением глаз, как будто он собирался бросить бомбу в целый мир, но у анархиста уже нет ни мировой скорби, ни поволоки в глазах, а, наоборот, там есть что-то очень земное и даже как будто как говорится, себе на уме, – общая же фигура напоминала как будто русского парня в праздничный день с гармошкой.

Если вы увидите невысокого брюнета с длинными волосами, с длинным горбатым носом, на котором сидит пенсне, и вообще вся физиономия просит какую-либо политическую статью Уголовного Уложения, и этот человек, шагая большими шагами по тротуарам, плохо замечает, что делается у него под ногами, а, остановившись против книжной витрины, забывает весь мир и роет глазами, как гвоздями, книги, то это уже наверняка бундист.

Меньшевик обыкновенно выглядит интеллигентом, бородка клинушком, воротничок белый, частенько пенсне, не очень длинные волосы, сосредоточенное выражение глаз с некоторой долей самовлюблннности, но в гораздо меньшей степени выраженной, как бы сказать, более скрытно и солидно, чем у эсеров.

Большевики не обладали яркими особенностями во внешности. Обычно они походили на рабочих-типографщиков или металлистов. Волосы короткие, обычный костюм: темная косоворотка, пиджак, сапоги взаправку – вот и все».

Жандармы же предпочитали ловить своих «клиентов», опираясь не на общий облик и «глаза с поволокой», а по конкретным приметам, которые рассылались по всей империи. Толстые пачки циркуляров с описаниями внешности социал-демократов, эсеров, анархистов, бундовцев и прочих «внутренних врагов» приходили и в Симбирское губернское жандармское управление. Порой описание примет включало психологические портреты тех, кто спустя десятилетия стал играть видную роль в политике.

Наш знаменитый земляк Владимир Ульянов удостоился неплохой оценки: «телосложение среднее, наружностью производит впечатление приятное, волосы на голове и бровях русые, прямые, усах и бороде рыжеватые, глаза карие, …лоб высокий, нос обыкновенный, лицо круглое, черты его правильные…».

А вот будущий генералиссимус – Иосиф Джугашвили – жандармов не впечатлил: «телосложения посредственного, производит впечатление обыкновенного человека, …лоб прямой, невысокий, нос прямой, длинный, лицо длинное, смуглое, покрытое рябинками от оспы, …голос тихий, …на левой ноге 2-й и 3-й пальцы сросшиеся».

Эсер-террорист Борис Савинков выглядел малосимпатично: «телосложения слабого, наружностью производит впечатление подвижного, нервного человека, сутуловат, волосы на голове и усах каштановые, на голове коротко острижены, лысый, бороду бреет, глаза карие, беспокойно бегающие, близорук, …лицо овальное, худощавое, в веснушках…».

Весьма развернутой характеристики удостоился украинский националист Симон Петлюра: «телосложения среднего; наружность интеллигентная, серьезная, имеет привычку отставлять левую ногу вперед и держит руки спереди; …бородка редкая, рыжеватая; …при вечернем освещении читает с помощью очков; …лицо продолговатое, бледно-розового цвета; …рот правильный, при разговоре кривляет, …походка вялая…».

Вот и не верь после этого в физиогномику! Как-то по-другому начинаешь смотреть и на портреты нынешних партийных лидеров…