Сегодня для каждого вполне очевидно, что модернизация всех сторон жизни на селе требует отказа от привычных стереотипов, моделей поведения и управления. Развитие АПК, как показала практика, невозможно без прорывных инвестиционных проектов. В Ульяновской области одним из них является проект «Новая деревня».

Этот проект предполагает создание агрокомплекса, включающего в себя 128 комфортабельных жилых домов и примерно 160 современных мини-ферм различного направления. В данный проект входят так же переработка продукции – это строительство мясоперерабатывающего модуля, молочной переработки и комбикормового завода, кроме того объекты социальной направленности: школа, детский сад, развлекательный центр, магазины и т.д. Организаторы деревни приобрели 2 тыс. га пашни для выращивания кормов и 160 га под строительство поселка. Поселок создают “с нуля”. Для молодых специалистов – а в основном, именно на них рассчитана “новая деревня” – по панельно-каркасной технологии строят дома на одну – две семьи. Новоселам будет предложен полностью меблированный дом со стиральной машиной, холодильником и газовой плитой. Каждой семье достанется от 72 до 130 кв. м жилой площади.

Сегодня наш разговор с автором и руководителем проекта Юрием Геннадьевичем Шевченко. Он также выступает соинвестором «Новой деревни» в партнерстве с самарским бизнесменом Эдуардом Геннадьевичем Вырапаевым.

– Какой из великого множества вопросов, которые вам приходится решать, является, по вашему мнению, главным?

– Люди, персонал. Россия сегодня стремительно теряет сельские территории. Это связано, прежде всего, с оттоком молодёжи, причём, наиболее талантливой её части. Вернуть молодёжь в село – задача архисложная. Недостаточно построить дом и предоставить работу. Надо обеспечить человеку такую социальную среду, в которой он будет чувствовать себя комфортно, видеть и чувствовать престижность и привлекательность сельского труда.

– Тогда почему выбраны именно малые формы? Вам ведь приходилось, причём успешно, строить животноводческие мега-комплексы. Вот где объёмы, размах, перспективы!

– Мы убедились, что эффективность работы больших комплексов не соответствует параметрам, которые должны быть в современном сельском хозяйстве. И потом, мега-ферма, как правило, это собственность одного владельца. Все остальные – наёмные работники. А мы нашим проектом намерены начать формирование среднего класса на селе, костяк которого составят фермеры – собственники, на которых и должна держаться аграрная экономика. Причём их должно быть как можно больше и работать они станут в той самой кооперации, о которой мы много говорим, но никак не можем создать. Только так на нынешнем этапе можно комплексно развивать сельские территории и решать проблемы занятости молодёжи.

Пусть не покажется парадоксальным, но проект рассчитан на тех людей, которые сегодня ещё не умеют заниматься сельским трудом. Мы их должны этому научить. Назначаем потенциальным фермерам шестимесячный испытательный срок с зарплатой 15 тысяч рублей. Они проходят теоретическую подготовку и приобретают практические навыки. С выдержавшими испытательный срок заключается контракт, по которому им передаются в пользование дома и фермы. Человек начинает работать с зарплатой 25 тысяч рублей в месяц. Вообще-то его доход составляет 100-110 тысяч рублей. Но эти деньги, за вычетом зарплаты, идут на «выкуп» дома и фермы, общая стоимость которых составляет от 10 до 12 миллионов рублей.

Вместе с тем, создание образцовых «новых деревень» обеспечит трудоустройство выпускников аграрных вузов и средних учебных заведений.

Нами учтена главная ошибка начала 90-х годов, когда существовало мнение, что фермер может стать участником рыночных отношений. Это ошибка привела к тем перекосам, которые мы сегодня видим. Фермер производит рыночный продукт, но не должен участвовать в дальнейшем процессе. За ним остаётся одно: чёткое исполнение регламента. При этом ему обеспечивается достойная жизнь и хорошие условия работы. Только в таких условиях он не будет обузой для государства. Тем более что в нашем проекте нет государственных денег, и мы их не хотим, чтобы он не потерял устойчивость.

– С «Новой деревней», как научно – технологическим ядром, первым элементом выстраиваемой вами системы, существует полная ясность. Но вокруг неё планируется создание целой сети ферм-сателлитов различного направления, тех же ЛПХ, которые, похоже, упёрлись в потолок. Это второй элемент системы. Как будут выстраиваться отношения с ними?

– Суть в следующем. Мы ставим у владельцев ЛПХ мини-фермы и запускаем их в работу. Фермеры могут использовать сателлиты в качестве залога при получении кредита в Россельхозбанке. Мы выступаем поручителями. Таким образом, договор начинает носить трёхсторонний характер: фермер – поручитель – банк. Сегодня, кстати, в Ульяновской области являются заёмщиками 28 тысяч владельцев ЛПХ. Просрочек по кредитам у них нет: это самая честная категория заёмщиков. Банк их знает и рекомендует нам в качестве фермеров для сателлитов.

– Перефразируя известное изречение, признаемся, что «вопрос электроэнергии всех испортил». А «Новая деревня», как известно, очень энергоёмкий объект.

– Действительно, от счетов, которые выставляют электросети, недолго и по миру пойти. На три мегаватта нам выставили более 60 миллионов рублей. Мы от таких «услуг» отказались. Подвели 400 киловатт на строительство и решаем вопрос с природным газом, но уже на собственной дешёвой электроэнергии. Кроме того, у нас бесплатное тепло: мы его полностью утилизируем. Планируем поставить ещё два энергоблока по одному мегаватту каждый. Они рассчитаны на использование биогаза. Тепла у нас вырабатывается больше, чем мы сможем его «съесть», поэтому принято решение в каждом дворе поставить промышленные теплицы на 320 квадратных метров с круглогодичным отоплением и отдельно 4,5 гектара теплиц закрытого грунта. Продукция овощеводства обещает быть очень дешёвой.

– Юрий Геннадьевич, ваш проект полностью частный. Чем тогда объясняется большой интерес к нему со стороны руководителей Ульяновской области?

– Без участия и помощи власти такой проект реализовать нельзя. Губернатор региона Сергей Иванович Морозов одним из первых обратил на него своё внимание. Я ему благодарен: он помогает нам решать очень сложные вопросы. У нас полное совпадение позиций: за такими проектами, как «Новая деревня», будущее не только сельского хозяйства области, но, если хотите, страны.

Валентин Феактистов