Ситуацию с посевами на полях области можно охарактеризовать одним словом – БЕДА. Крестьяне с тихой тоской наблюдают, как начинает гибнуть будущий урожай, и в бессилье разводят руками – засуха. Против неё они бессильны. Незваная гостья к нам зачастила. Если какие-то ещё 30-50 лет назад она приходила один раз в десятилетие, то в последнее время стала накрывать регион всё чаще и чаще. Засуха наблюдалась в нашей области в 1995, 1998, 1999, 2002, 2005 и 2009 годах.
Беседа с заместителем директора департамента организации сельскохозяйственных предприятий и малых форм хозяйствования Минсельхоза региона Александром Захаровым подтвердила самые худшие опасения. Засуха плотно накрыла южные районы области. На глазах ухудшается ситуация в Сенгилеевском районе. Немногим лучше положение в Мелекесском, Майнском, Инзенском, Вешкаймском, Ульяновском, Сурском районах.
Совсем недавно научные сотрудники Ульяновского НИИ сельского хозяйства провели здесь обследование. Выводы удручают. Состояние озимых культур держится на шкале от «плохо» до «очень плохо». Посевы сильно изрежены, колос сформировался небольшой и с малым количеством зёрен.
Больше других страдают от засухи горох, соя, рапс, гречиха. Их урожай ожидается ниже обычного.
Засуха не стала неожиданностью. Она прогнозировалась учёными ещё осенью прошлого года. Именно тогда начали складываться неблагоприятные для озимых культур агрометеорологические условия. Запасы продуктивной влаги в пахотном слое почвы перед уходом посевов в зиму составляли по чистому пару 60—65% от нормы, по занятому пару – 25-28%. С первого сентября 2009 года и по 27 мая 2010 года выпало 223 мм осадков при норме 318 мм. Если учесть, что зимние осадки используются растениями на 60-70%, то можно с уверенностью утверждать что озимые культуры получили всего половину от нормы продуктивной влаги. Вслед за этим, с 16 по 22 декабря 2009 года при отсутствии снежного покрова ударили сильные, до минус 33 градусов, морозы.
Но списывать причины только на погоду, как это у нас часто делается, было бы чистой воды лукавством. Есть ещё и такое понятие, как человеческий фактор. А вот с этим у нас далеко не всё благополучно. Впрочем, судите сами.
Одной из причин постигших нас бедствий является сев некондиционными семенами и нерайонированными сортами, который только в прошлом году составил 34% от общей площади или 200 тысяч гектаров. От руководителей хозяйств слышатся привычные и давно застрявшие в зубах отговорки, мол, нет денег на покупку элитных семян. Когда же в области погибла как минимум треть озимых культур, а это более 120 тысяч гектаров, а в районах левобережья местами и вовсе до 96%. Выяснилось, что нет денег не только на «элиту», но и вообще хоть на какие-нибудь семена. И что в итоге? Инзенский район, например, не пересеял половину озимых, чуть выше эти показатели в Старокулаткинском и нескольких других районах.
А на какие экономические трудности списать несоблюдение сроков сева озимых культур? Одни хозяйства провели сев очень рано, до 20 августа. Такая поспешность привела к перерастанию посевов, а в итоге к их выпреванию, истощению и гибели. Потери по пшенице составили 50-90%, тритикале (гибрид ржи и пшеницы) – 35-40%, озимой ржи – 25-30%.
Другие хозяйства, словно не ведая, что при поздних сроках сева, с 10 по 20 сентября, растения падают в сухую почву и не успевают накопить питательные вещества, всё-таки решились на «эксперимент». И что же? Озимая пшеница погибла на 15-18% всех площадей, тритикале – 10-12%, озимая рожь – 8-10%.
И уж вовсе ничем нельзя объяснить сев с 30 сентября и позднее. Зато «результаты» налицо: потери пшеницы – 30-50%, тритикале – до 55%, озимой ржи – до 40%. Это по чистым парам. По занятым гибель озимых выше на 10-20%.
По причине несоблюдения технологии обработки почвы до сих пор идёт изрежение и гибель озимых из-за обрыва корней. Вот с такими печальными итогами мы подошли к весенне-полевым работам 2010 года. И снова засуха. В конце апреля запасы влаги в почве составляли не более 80% от нормы, в начале мая – не более 70%, а в конце мая – ниже половины от нормы. Чем это грозит, аграрии хорошо знают. Недостаток влаги ведёт к уменьшению числа колосков и зерён. А в период цветения пыльцы вызывает череззерницу, пустоколосицу и осыпание завязи.
Одно тянет за собой другое. Александр Захаров уже сегодня предвидит, что сильная и продолжительная засуха, ко всему, может стать большой угрозой для животноводства области. Сенокосы, однолетние и многолетние травы дадут урожай в разы меньше прежнего, а это повлечёт за собой дефицит грубых кормов. Что ж, беда не приходит одна.
Засуха прошлого года, к которой, как выясняется, мы были, мягко говоря, не совсем готовы, сказалась на общем состоянии посевов – урожайность по области снизилась более чем на 25%. Прямые затраты на погибшие посевы составили 551,7 миллиона рублей, а ущерб от потери продукции – 1,7 миллиарда. Затраты и потери от нынешней засухи меньше быть не обещают. Будем пенять на погоду?
Александр Савельев.