Михаил Белый

В Ульяновске пятые сутки продолжается голодовка учителей. Таким образом они выражают протест против намерения местных властей “оптимизировать” учебные заведения, то есть закрыть несколько школ. В понедельник власти региона предложили голодающим педагогам свой вариант разрешения возникшего конфликта.

Ранее министр здравоохранения Ульяновской области Александр Никляев заявил, что пятидневная голодовка отражается на здоровье протестующих.

В предынфарктном состоянии была госпитализирована учитель физики Нина Кисленко.

У некоторых стали обостряться хронические заболевания, но на госпитализацию голодающие пока не соглашаются.

Несмотря на это учителя по-прежнему отказываются от еды, пьют только воду.

Ни мэр города Александр Пинков, ни губернатор области Сергей Морозов до сих пор не пришли на переговоры к педагогам.

В то же время в понедельник со своим предложение по поводу того, как разрешить сложившийся конфликт, выступило министерство образования Ульяновской области.

Пресс-служба регионального правительства распространило сообщение, в котором министра образования Ульяновской области Екатерина Уба предлагает не закрывать школу №7, чьи учителя прибегли к голодовке в знак протеста, а присоединить ее к другой (24-й) школе города.

При этом в школе останутся младшие классы, и на ее базе будет организован центр детского творчества.

Всех учителей 7-й школы региональное правительство обещает трудоустроить.

“Мне это напомнило 37-й год”

Одна из главных героинь ульяновской голодовки – директор школы №7 Ирина Маллямова.

Она отказалась подписать приказ городского управления образования о ликвидации учебного заведения, которому в следующем году исполняется 100 лет.

Как рассказывает молодая женщина, после этого она подверглась беспрецедентному давлению со стороны местных чиновников.

“Людмила Дмитриевна Соломенко [начальник городского управления образования] угрожала мне и увольнением, и тюрьмой, и арестом. Она мне также заявила, что у меня двое детей, и посоветовала подумать о них”, – рассказала Ирина Маллямова в интервью bbcrussian.com.

После этого городское управление образования выпустило приказ об увольнении Маллямовой с должности директора.

Маллямова говорит, что происходящая с ней история напоминает 37-й год.

“Владелец квартиры, которую я длительное время арендовала, неожиданно потребовала, чтобы я срочно съехала. Я могу предположить, что власти просто надавили на человека, чтобы выбросить меня на улицу”, – говорит Маллямова.

Женщине пришлось в срочном порядке собирать вещи и перевозить их к своей коллеге – завучу школы той же Надежде Селиверстовой.

Но на этом проблемы педагога не закончились.

На днях, когда Маллямова уже находилась на голодовке в палаточном городке, ей позвонили из поликлиники и потребовали, чтобы она срочно явилась.

Директор к врачам не пошла.

“Я предполагаю, что меня хотели обследовать и признать неадекватной. После чего отнять у меня детей, которых я воспитываю одна, без мужа. Дескать, у нее нет ни работы, ни жилья, да и сама сидит в палатке на улице”, – говорит Маллямова.

После этого милиция без каких-либо оснований предприняла попытку задержать директора, но коллеги Маллямовой не позволили этого сделать.

“Я не знаю, как в итоге разрешится эта ситуация, но прекрасно понимаю, что чиновники приложат максимум усилий к тому, чтобы не дать мне в дальнейшем нормально работать”, – сказала Ирина Маллямова.

Помощник губернатора Ульяновской области по региональной политике Михаил Сычев заявил, что сейчас власти “собирают всю необходимую информацию”. “Если кому-то поступали угрозы, то тогда надо обращаться в правоохранительные органы”, – порекомендовал чиновник.

Старший помощник прокурора Ульяновской области Василий Зима пояснил, что проверка по факту голодовки продолжается. Когда она закончится, представитель ведомства сказать затруднился.

“Необходимо рассмотреть очень много нюансов. Эта проверка займет некоторое время, она не может быть мгновенной”, – сказал Зима.

“Ниже нашего достоинства”

Ульяновский правозащитник Игорь Корнилов, который все это время также находится в палаточном городке, говорит, что в истории с голодовкой есть и другой важный момент.

После того, как педагоги отважились на акцию протеста, директоры большинства городских школ выступили с открытым письмом.

В своем обращении директоры назвали объявленную голодовку “шумихой”.

Они осудили взбунтовавшихся коллег, поставив под письмом свои подписи.

“Мы считаем ниже своего достоинства объявлять акции неповиновения и возбуждать спокойствие общества”, – говорится в письме.

Корнилов полагает, что ни о какой профессиональной солидарности в этом случае не идет и речи, поскольку “некоторых директоров могли запугать, а некоторым – что-то предложить”.

“Эта голодовка оказалась хорошей проверкой на наличие у людей совести и принципов”, – сказал в интервью bbcrussian.com правозащитник.

По мнению завуча школы № 7 Надежды Селиверстовой, которая участвует в акции протеста, большинство школьных директоров просто запуганы чиновниками от образования.

“Хотя они должны понимать – сегодня закроют нас, а завтра придут к ним”, – говорит Селиверстова.

“Стоять до конца”

В воскресенье поздно вечером местные власти Ульяновска сделали попытку начать переговорный процесс.

К голодающим приехали заместитель мэра Ульяновска по социальным вопросам Олег Мидленко и помощник главы региона Михаил Сычев.

До этого Мидленко приезжал к голодающим в сопровождении автоматчиков в бронежилетах.

Как сообщил bbcrussian.com депутат Ульяновской городской думы, выпускник школы № 7, Эдуард Аверьянов, “вызывает некоторый оптимизм то, что чиновники начали хотя бы немного задумываться”.

Между тем, по его словам, пока чиновники не смогли предложить вариант, который может удовлетворить требования голодающих.

Ни мэр города, ни губернатор региона с протестующими до сих пор не встретились.

“В такой ситуации нам не остается ничего другого, как стоять до конца. К сожалению, власть не оставляет нам других вариантов решения проблемы”, – сказал Аверьянов.

Голодающие отмечают, что в сложной ситуации их поддерживают только журналисты и местные жители.

“В Ульяновской области есть уполномоченный по правам человека, уполномоченный по правам детей, Общественная палата. Но все они молчат. За что же они тогда вообще получают деньги? Складывается впечатление, что они желают, чтобы нас друг за другом унесли на кладбище” – недоумевает учитель седьмой школы, мать троих детей Марина Кузахметова.

Измученная женщина говорит, что отсюда она не уйдет до тех пор, пока решение властей о ликвидации школ не будет отменено.

“Мы уже прочитали книги по голоданию. Оказывается, человек может обходиться без еды около 50 суток. Судя по всему, нам надо к этому готовиться”, – говорит женщина.

Руководитель аппарата главы региона Светлана Опенышева в своем блоге заявила: “Мое мнение, что это пиар-акция под кого-то. Конструктива не увидела”.