Хоккей с мячом. Из первых уст

Очередное возвращение в “ВОЛГУ” Сергея НАУМОВА стало поистине знаковым событием для ульяновской команды. Тем более, что в спокойной и куда более стабильной Швеции Сергей Михайлович проработал более десяти лет.

“Волга” сыграет с ведущими шведскими командами!

– Сергей Михайлович, что же собственно сподвигло вас на возвращение в Ульяновск?

– Начнем с того, что я не покидал Ульяновск. Да, я работал в Швеции, но эта работа носила сезонный характер. На шесть месяцев в году я уезжал в Швецию, чтобы заработать, но все остальное время жил в родном Ульяновске. В отличие от России в Швеции сама жизнь стабильнее и спокойнее. Но всему приходит предел. Ну не могу же я всю жизнь работать шабашником?! Мой дом в Ульяновске и я всегда рад помочь родной “Волге”.

– В качестве кого вы видите себя в “Волге”?

– Назовем эту работу так – тренер-селекционер. Конкретные задачи и обязанности будут определены несколько позже, после выхода команды из отпуска, но кое-что уже известно. Я разговаривал с Вячеславом Иевлевым и мы сошлись во мнении, что в ульяновском хоккее с мячом нужно выстроить некую вертикаль: команда мастеров – команда первой лиги – старшие юноши ОСДЮСШОР. Так, если игроки “Волги-2” привлекаются в главную команду, то юноши детской школы по такому же примеру должны заигрываться и в первой лиги. Кроме того, наши хоккеисты, коли уж они считаются профессионалами непременно должны проводить мастер-классы для наших мальчишек. Чтобы те своими глазами увидели, к чему нужно стремиться. Тут очень много работы и я буду работать во всех трех звеньях этой цепи.

– Насколько мне известно, вы также будете и “ответственным по Швеции”?

– Это действительно так. Так, например, я занимаюсь организацией шведского сбора «Волги» в Венешборге, который запланирован на 9-22 августа. В Венешборге потрясающая крытая шведская арена для хоккея с мячом – самая дорогая в Швеции. В ней “Волга” будет не только тренироваться, но проведет четыре товарищеских матча. Нашими соперниками станут три команды сильнейшего элитного дивизиона – “Венешборг”, “Вилла” и “Болтик”, а также клуб первой лиги “Бласут”, который базируется в предместье Венешборга. “Бласут” в роли играющего тренера принял наш прославленный Валерий Грачев, и я ни капли не сомневаюсь, что его команда по итогам следующего сезона непременно поднимется в алсвенскан-лигу. В общем, нас ждут увлекательные и полезные сборы с не менее интересными соперниками.

Кроме того, буду также помогать нашей юношеской команде, которая в октябре сыграет в Болльнесе на Кубке мира.

– Как-то можете оценить наши шансы на этом турнире?

– Я уже пять лет как не видел в деле наших юношей, поэтому что-либо прогнозировать очень трудно.

В Швеции игроки сами решают, когда им лучше тренироваться

– Сергей Михайлович, в алсвенскан-лиге (втором по силе шведском дивизионе по хоккею с мячом. – Прим. М.С.) вы проработали предостаточно. Можете сравнить ее с нашей первой лигой?

– Тут и сравнивать даже не с чем! Алсвенскан-лига значительно сильнее нашей первой лиги. Это отражается во всех компонентах игры: начиная от скорости и заканчивая тактической выучкой. В России от силы две сильнейшие команды первой лиги соответствуют уровню алсвенскан-лиги.

– Но ведь в алсвенскан-лиге хоккеистам не платят зарплату. Это так?

– Это правда. В Швеции вообще немного профессиональных хоккеистов. Даже в элитном дивизионе далеко не все получают деньги за бенди. Тот же Патрик Нильссон, который играл в Казани, по своей профессии – столяр. В России же шведы получают в десять раз больше, чем у себя на родине, поэтому и едут к нам с превеликим удовольствием. В Швеции единицы игроков, которые могут себе позволить сидеть только на контрактах в хоккейных командах. Все понимают, что в 35 лет твоей спортивной карьере придет конец и нужно будет кем-то работать. В том же “Оттербеккене”, где я работал последние два года, у меня кого только не было: банковские служащие, строители, студенты…

– Как же тогда строится тренировочный процесс?

– Игроки сами согласовывают, когда им лучше тренироваться в свободное от работы время. Как правило, все тренировки проходят вечером – не чаще двух-трех раз в неделю.

– Так за счет чего же уровень той же алсвенскан-лиги выше нашей первой, где игроки тренируются чуть ли не каждый день?

– За счет порядка, дисциплины на льду и желания играть. Мы ведь раньше тоже не за деньги играли. Сейчас же у нас в стране, к сожалению, многие попросту хотят получать от хоккея с мячом все, не прилагая для этого каких-то сверхусилий.

В любой работе всегда должна быть перспектива

– В минувшем сезоне пусть и из Швеции, но вы наверняка следили за выступлением “Волги”. Для вас стало откровением такая слабая игра нашей команды?

– Что-то в этом духе рано или поздно должно было произойти. В современном хоккее нельзя работать без конкретного плана на будущее. Нельзя жить только сегодняшним днем, нужно думать на перспективу. Чем мы сейчас и занимаемся. Я не могу сказать оценить силу нашей команды, но уверен, что у нее есть перспектива. Впрочем, не надо забывать, что в нашем деле многое зависит и от денег. Если есть средства, то мы можем и игроков пригласить, и сборы хорошие провести. А в прошлом сезоне, насколько я понимаю, руководство “Волги” попало в финансовый цейтнот. Отсюда и такой результат.

– Как тренер-селекционер можете дать оценку трансферной политики “Волги” в межсезонье?

– Не могу. По одной простой причине – я не видел этих игроков в деле в минувшем сезоне. Но с некоторыми из них мне даже довелось поиграть. С Равилем Сиразетдиновым мы в составе команды “УЗТС” выигрывали чемпионат области. Поиграл в Казани и с Сергеем Харитоновым. Парень он скоростной с поставленным ударом. Вернули своего Женю Мастрюкова. Думаю, эти ребята, конечно же, могут усилить “Волгу”.

Максим Скворцов