Здания школ могут достаться коммерческим структурам

Арсений Кутонов

Общественная палата, обратившая внимание на скандальную голодовку учителей, заботится о дальнейшем трудоустройстве протестующих, не подвергая сомнению «неизбежность» закрытия пяти школ. В то же время эксперты констатируют отсутствие у чиновников планов по сохранению зданий за сферой образования.

Любовь Духанина, замглавы комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования, высказала озабоченность судьбой учителей, которые могут остаться без работы из-за сокращения школ. «Педагоги оказываются сегодня в ситуации, когда люди не имеют никакой другой профессии и не могут никуда устроиться. Я думаю, что надо срочно найти способ получениядополнительного образования или перепрофилирования, чтобы эти люди не оказались «за бортом» и (без) средств существования. Я так думаю, что основная проблема состоит в основном, что сегодня эти люди для себя не видят перспективы в жизни, кроме как пойти на работу в школу» – заявила она. Таким образом, ОП недвусмысленно выразила свою позицию: решение городских властей – вынужденно, главное теперь – соблюдать базовые права учащихся и сохранить освобождающееся имущество, в том числе здания, за сектором образования. Искреннее желание увольняемых педагогов работать по профессии, как раньше, не является, по Духаниной, «в основном» проблемой. Участие 36 человек в голодовке и их решительный отказ от компромиссов с властями – не достаточно весомый аргумент для общественников.

Власти утверждают, что «все здания остаются в системе образования». Заместитель мэра Олег Мидленко рассказал, что в школе №71 будет размещаться начальный блок 72-й школы и Ульяновский медицинский колледж, в школе №60 будет большой детский сад по типу детского комбината, в 43-й разместят колледж технического университета, а в здании 7-й школы будет центр детского творчества. Восьмая школа ставится на капитальный ремонт, и что там будет – неизвестно.

В то же время, выясняется, что здания пяти ликвидируемых средних общеобразовательных школ могут в дальнейшем отойти в собственность коммерческих структур. Так, депутат Законодательного собрания Ульяновской области Алексей Куринный рассказал: «Информацией о том, что будет в зданиях, не только я не располагаю, но и сами организаторы всех этих преобразований не знают, что с некоторыми школами делать. Например, здание 60-й школы – передать в казну. Что значит «передать в казну», не понятно. То есть, у органов местного самоуправления нет никакой обязанности разместить там социальный объект». Противники правительственной реформы образования неоднократно подчеркивали, что продажа казенной собственности станет неизбежным атрибутом «реформирования». Ульяновский депутат не исключает, «что вообще это здание будет продано с молотка и утратит, скажем так, защитный механизм как объект социальной сферы, и на этом земельномучастке начнется строительство жилых домов в центре микрорайона. Очень удобно и достаточно дешево на готовых сетях. Вполне вероятно и такое. Это я говорю о зданиях, которые в казну передаются без всякой привязки». При этом, Куринный считает, что с решением о ликвидации нужно принимать параллельное решение о переводе туда другого социального объекта: «Например, на размещение того же детского сада, потому что просто так детский сад в школу посадить невозможно».

Представитель регионального общественного движения «За достойную жизнь!» Евгений Лытяков мыслит дальше: «Сейчас там могут открыть какое-нибудь образовательное учреждение, ту же школу искусств, например. Завтра скажут: ввиду того, что платные услуги не особенно идут, район-то не богатый, у нас, конечно, душа болит, но мы вынуждены. И здания благополучно передадут какой-нибудь коммерческой структуре».

Депутат Госдумы и председатель крупнейшего студенческого профсоюза России (РАПОС) Олег Денисов за внешней стороной конфликта увидел коммерциализацию образования и сопутствующие социальные конфликты. «Все это очень настораживает. В этой связи можно вспомнить о готовящейся реформе муниципальных учреждений (в том числе образовательных). Конечно, закон запрещает перепрофилировать закрываемые учебные заведения. Но ведь может получиться так, что бесплатные закроют, а вместо них возникнут платные. Тогда это будет полное безобразие. Понятно, что в условиях дефицитного бюджета нужно на чем-то экономить. Но на школах, наверное, в последнюю очередь» – цитирует слова депутата KMnews.

Отметим, все эти события разворачиваются на фоне не завершенной еще прокуратурой проверки на предмет законности ликвидации школ и продолжающейся голодовки учителей и их сторонников в палаточном лагере у здания 7-й школы.