Авторы:

o Евгений Насыров,

o Мария Ефимова

Вслед за омбудсменом Павлом Астаховым к конфликту вокруг закрытия малокомплектных школ Ульяновска подключилась Общественная палата РФ. Тем временем оптимизация образовательных учреждений идет по всей стране и «лишних» учителей становится все больше. Региональные власти трудоустроить всех уволенных педагогов вряд ли смогут.

Общественная палата РФ 29 июня обратилась к губернатору Ульяновской области Сергею Морозову с официальным запросом относительно вероятности закрытия восьми школ города, признанных малокомплектными и подпадающими под программу оптимизации. Также общественники собираются узнать у главы региона, собираются ли местные власти принять какие-либо меры по трудоустройству учителей и остального персонала школ. Напомним, что накануне, 28 июня, о начале личного расследования причин закрытия малокомплектных школ в Ульяновске заявил уполномоченный при президенте по правам ребенка Павел Астахов.

Заместитель мэра Ульяновска по социальным вопросам Олег Мидленко подтверждает закрытие только пяти школ— № 7, 8, 43, 60, 71. В интервью GZT.RU чиновник назвал причиной закрытия четырех из них низкую наполняемость классов (10–15 человек) и слабое качество образования, выраженное прежде всего в низких результатах ЕГЭ за последние несколько лет. Причиной же закрытия 8-й школы, по словам Медленко, является «аварийное состояние здания».

С мнением чиновника не согласны педагоги 7-й школы, которые на прошлой неделе объявили голодовку. Он опасаются, что школу могут не просто закрыть, но и отдать землю под строительство торгового центра. Второе опасение— «заселение» здания школы офисами коммерческих фирм, как это происходило в 90-е годы в момент сильного демографического спада.

Руководство Ульяновска опровергает слухи о передаче школ бизнесменам

Олег Медленко заявил GZT.RU, что все здания школ точно останутся в сфере образования и передаче бизнесменам не подлежат.

«В 7-й школе откроют Центр детского творчества и продолжат обучение начальные классы. В 43-й школе будет работать колледж технического университета. В 60-й школе— дошкольное учреждение для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата. В 71-й также останется начальный блок и разместится медицинский колледж»,— рассказал чиновник мэрии. Он также заверил, что ни о каких торговых центрах и офисах речь не идет.

Голодовка

24 июня стало известно, что 79 преподавателей и родителей учеников ульяновской школы № 7, а также один сотрудник школы № 43 начали бессрочную голодовку против закрытия единственной школы в микрорайоне, а также планов управления образования городской мэрии о намерении закрыть еще ряд школ— № 8, 27, 43, 51, 60, 81 и 71. Голодающие разбили палаточный лагерь возле здания седьмой школы. К зданию приезжал начальник ГУВД с группой милиционеров, а также заместитель мэра Олег Мидленко, который посоветовал участникам протестной акции обратиться в суд.

Общественная палата РФ в своем письме к губернатору выражает обеспокоенность дальнейшей судьбой педагогов, работающих в закрываемых школах, и просит помочь им с трудоустройством. Олег Медленко заявил, что все сотрудники школ будут в обязательном порядке устроены на работу в учреждения образования. «Сейчас с ними идут индивидуальные собеседования»,— добавил он. На вопрос корреспондента GZT.RU, каким образом педагоги, чья работа признана региональными властями неэффективной, могут быть устроены в школы, чиновник внятно ответить не смог.

Ситуация в Москве и Подмосковье

По данным Общественной палаты, к новому учебному году (2010–2011) из школ Московской области будет уволено 8,5 тыс. учителей. В Москве в 2009–2010 учебном году было перепрофилировано 30 школ.

«Лишних» учителей увольняют по всей стране

Зампред комиссии по образованию Общественной палаты Любовь Духанина заявила GZT.RU, что слать письма придется не только в Ульяновск. Она сомневается, что всех учителей из закрытых школ получится трудоустроить: «снова появятся безработные педагоги, их может быть несколько десятков тысяч».

«Оптимизация школ происходит по всей стране: от Москвы до самых отдаленных регионов. Закрытие школ несет проблемы и для детей и их родителей, и для педагогов. В сильных регионах и крупных городах при закрытии школ у учителей не будет больших проблем с трудоустройством. Однако подавляющее количество регионов сегодня не сможет предоставить работу педагогам закрываемых школ в соответствии с их квалификацией. И тут двоякая проблема: с одной стороны, в депрессивных регионах проблема с рынком труда, с другой стороны, учителя с 30-летним стажем просто не смогут устроиться куда-то еще кроме школы. Ничего другого они делать не умеют, социально они не мобильны»,— объясняет Любовь Духанина.

По мнению Духаниной, процесс оптимизации школ должен идти одновременно с процессом переобучения педагогических кадров, «чтобы люди не оказались за бортом жизни».

В Москве, по ее словам, процесс увольнения «лишних» учителей не так заметен, поскольку это мегаполис и работа здесь найдется всем. В том же Ульяновске ситуация кардинально другая, педагогам идти некуда. «В годы кризиса именно в школах была самая стабильная обстановка с зарплатой и работой»,— добавила она.

«Главное не потерять здание и землю»

Ирина Абанкина, директор Института развития образования ГУ ВШЭ, считает, что нет ни одного региона, который справлялся бы с установленным целевым значением соотношения «учитель— ученик».

«Сейчас на одного учителя должно приходиться 15 учеников, но в среднем на учителя приходится 9,6 ученика. Но есть регионы, где доходит до коэффициента 5,6. В Калининграде, Чувашии, на Северном Кавказе на одного учителя в среднем приходится 13 учеников. Но все равно, установленной нормы в 15 учеников нет ни у кого»,— объясняет Абанкина.

«Если регион решает вопрос о закрытии школ, то нужно учитывать доступность качественного образования. Если школа закрывается вопреки интересам детей, в эту ситуацию должна вмешиваться общественность, родители, органы образования. Иногда за желанием сохранить все как есть скрывается консервация некачественного образования. Это образование тем не менее очень дорогое. Оно стягивает на себя ресурсы, не дает возможности другим развиваться»,— считает эксперт.

Уполномоченный по правам детей в Москве Евгений Бунимович считает, что школа— это социальный центр для целого района.

«Даже если учеников становится меньше, как в Ульяновске (норматив на эту школу снизился вдвое.— GZT.RU), то все дети района могут приходить туда на кружки или в музыкальную школу. Самое главное— не потерять это здание и землю, не потерять социально-образовательный центр. Сегодня пусть там учатся столько детей, сколько есть, а школьное здание используется в образовательно-культурных целях: не только для детей, для взрослых тоже. Закрытие школы или, как сказали про одну из них, что на ее месте будет торговый центр,— это негативный знак для всего общества»,— уверен Бунимович.

«Государство считает образование излишним»

Закрытие школ— прямое следствие экономии на образовании, считает Олег Смолин, заместитель председателя комитета по образованию Госдумы. «Если в 30-х годах государство считало, что ему нужно образование большинства граждан, школы открывались, несмотря на то, что денег было гораздо меньше. Когда государство считает, что образование детям не нужно, оно закрывает школы»,— заявил Смолин в интервью GZT.RU.

Происходящее в Ульяновске не уникально. Ту же картину можно наблюдать в Пензенской, Ростовской областях. Школы российских регионов переводятся на так называемое подушевое финансирование и новые системы оплаты труда. Обсуждается самоокупаемость образовательных учреждений. «В ответе за это местные, региональные власти и федеральная власть, которая требует вводить так называемые „комплексные проекты модернизации образования“, которые предусматривают реструктуризацию. Под эти проекты выделяются деньги или, наоборот, не выделяются тем, кто такие проекты не проводит. Федеральная власть деньгами стимулирует региональные и местные власти, чтобы они быстрее закрывали школы. Объяснение предельно простое: мы не может обеспечить хорошее качество образования во всех школах, поэтому будем обеспечивать в некоторых, а остальные закрывать. Неофициальная подоплека еще проще— финансовая экономия,— сказал собеседник GZT.RU.— В наибольшей мере от оптимизации пострадало село. За постсоветский период закрыли 13 тыс. сельских школ, причем процесс идет по нарастающей. Около 3 тыс.— только за 2007–2008 годы».

Программа закрытия школ обязательно приведет в будущем к большим неудобствам для детей и родителей, увольнению педработников и к понижению качества образования, считает Смолин.

«Если количество людей сокращается из-за демографической ямы и количество денег на образование не уменьшается, то этих денег должно хватить, в том числе и на школы с небольшой наполняемостью. Но этого нет. А ведь никто не доказал, что большая школа лучше учит ребенка. И нельзя забывать о том, что в большой школе ребенок чувствует „одиночество в толпе“»,— сказал депутат.