Протестная акция в Ульяновске показала, как чиновники наплевательски относятся к людям

МИХАИЛ БЕЛЫЙ, Ульяновск

Семидневная голодовка учителей в Ульяновске оказалась очень полезной. Об этом заявили вчера сами педагоги. Полезной – не для здоровья, а для понимания того, что ни городская власть, ни региональная, ни огромный аппарат так называемых общественников оказались не в состоянии не только предотвратить протестную акцию, но и, как сейчас модно говорить, грамотно ее «разрулить». Армия чиновников, а также тех, кто по долгу службы обязан отстаивать интересы граждан, при возникновении экстренной ситуации разбежалась в разные стороны, оставив людей один на один со своими проблемами в палаточном городке.

Вчера вечером губернатор Ульяновской области «раскололся» и сообщил о том, что одна из школ (№ 8), учителя которой участвуют в голодовке, не будет закрыта. Такое заявление глава региона сделал после разговора с администрацией восьмой школы. Сами участвовавшие в голодовке учителя этой школы на беседе с губернатором не присутствовали. Глава региона также заверил, что все же намерен приехать к голодающим.

В то же время учителя и родители учеников, голодающие в знак протеста против закрытия в Ульяновске сразу нескольких школ, ждали губернатора Сергея Морозова весь вчерашний день. Как уже не раз рассказывали «НИ», эта акция протеста началась после того, как городские власти в рамках оптимизации бюджетных расходов решили закрыть учебные заведения. Учителя и родители возмутились, но их аргументы даже никто не захотел слушать. «В управлении образования нам прямо сказали – оставьте свое мнение при себе, вам приказали, вот и исполняйте», – рассказала «НИ» завуч начавшей голодовку школы № 7 Надежда Селиверстова, принимающая участие в акции протеста. После того как диалога не получилось, отчаявшиеся учителя и родители решили разбить во дворе седьмой школы палаточный городок и отказаться от приема пищи. «В эти дни мы увидели истинное лицо ульяновских властей. На нас откровенно наплевали, а ведь мы хотели одного – обычного разговора», – говорит Галина, одна из голодающих на сорокаградусной жаре женщин.

В числе первых к голодающим приехала руководитель аппарата главы региона Светлана Опенышева. «Она нас спросила – мол, разве за зданием школы есть жилые дома? А мы ответили – да, представьте себе, здесь тоже люди живут», – вспоминают учителя. Из конструктивных предложений со стороны высокопоставленной чиновницы прозвучало одно – она порекомендовала не париться на жаре, а «пойти на речку» и «печь блины».

Приезжал к учителям и заместитель мэра Ульяновска по социальным вопросам Олег Мидленко, врач по образованию. «Лучше бы вы врачом работали», – заявили ему голодающие. А потом кто-то опомнился: «Нет уж, пусть лучше замом мэра».

Г-н Мидленко ничего внятного не мог сказать голодающим. Даже на встречу он приехал в сопровождении автоматчиков в бронежилетах. Следом за ним в пляжных шлепанцах прибыл помощник ульяновского губернатора по региональной политике Михаил Сычев. Разговаривать с педагогами ему было особо некогда – постоянно звонил мобильный.

На вопрос корреспондента «НИ» о позиции региональных властей он ответить не смог, пояснив лишь, что «собирает необходимую информацию». Впрочем, потом он не сдержался и все же признался учителям, что спешит – на Волге жена и дети ждут.

Спикер городской думы Василий Гвоздев не постеснялся даже говорить откровенную неправду. В частности, он заявил, что регулярно приезжал к голодающим и помогал обеспечивать их питьевой водой. Когда корреспондент «НИ», в течение всей этой недели присутствовавший в палаточном городке, сказал, что не видел г-на Гвоздева, он почему-то очень расстроился и бросил трубку. Позднее он действительно приехал к учителям. «Мы даже зааплодировали ему – дескать, спасибо, Василий Анатольевич, за воду и поддержку. Оказывается, вы нам очень помогали. Он после этого развернулся и убежал от нас», – вспоминает директор седьмой школы Ирина Маллямова.

Заместитель председателя областного правительства, курирующая социальную политику, Тамара Девяткина вообще не появилась в палаточном городке. Глава городского управления образования Людмила Соломенко, которую учителя уже открыто называют «ликвидатором», с участниками протестной акции не встретилась. Зато провела собрание с другими учителями седьмой школы, которые не голодают. Когда она выходила из здания учебного заведения, к ней бросились обозленные родители и журналисты. В итоге 63-летней г-же Соломенко пришлось в буквальном смысле бежать к служебной машине под свист, крики и ругательства толпы.

Мэр Ульяновска Александр Пинков также не нашел времени и мужества, чтобы встретиться с голодающими женщинами. Вчера, отвечая на вопрос «НИ», он заявил, что «в последние две недели был в длительных командировках в республике Китай и во Франции». Между тем ульяновцы могли наблюдать градоначальника в минувшие выходные на вручении дипломов студентам и татарском празднике Сабантуй.

В стороне от учителей остались и уполномоченный по правам человека, и региональная Общественная палата. Председатель палаты Сергей Ермаков приехал к голодающим лишь на пятый день их акции, наговорил женщинам комплиментов и рассказал, что в свое время тоже голодал. Уполномоченный по правам человека Ульяновской области Галина Эдварс сообщила «НИ», что только вышла из отпуска и сейчас начала разбираться в ситуации. Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, который все это время тоже хранил молчание, словно не замечая происходящего, вчера, наконец-то, пообещал найти варианты решения проблемы. «Пока все эти важные люди разберутся в ситуации, голодающие просто могут умереть. Люди очень похудели, многие из них уже толком не в состоянии передвигаться и лежат в палатках», – возмущается правозащитник Игорь Корнилов.

Изможденные учителя, некоторые сидят со склянками нашатыря в руках, успокаивают себя лишь одним: «Мы увидели не только бессилие и безразличие чиновников, но и много хороших людей, без поддержки которых мы бы просто не продержались».