Об этом было заявлено на дискуссионной площадке «круглого стола», который прошел 30 июня 2010 года на базе Ульяновского профессионально- педагогического колледжа. Участниками дискуссии стали руководители высших и средних учебных заведений профессионального образования, представители органов исполнительной и законодательной власти, бизнеса, руководители промышленных предприятий. В роли модератора обсуждения выступила заместитель председателя Законодательного Собрания Тамара Дмитриева.
Открывая дискуссию, вице-спикер Законодательного Собрания отметила чрезвычайную актуальность обсуждаемой темы. В частности, Тамара Дмитриева подчеркнула: «Инновационной экономике необходимы высококвалифицированные рабочие кадры. Готовить их должны современные профтехучилища, жёстко связанные с эффективными производственными предприятиями». В этой связи актуальной становится не только профессиональная подготовка молодежи, но и переподготовка уже имеющихся специалистов. Структурная перестройка производства изменила параметры рынка труда. Наблюдается растущий интерес работодателей к рабочим и специалистам среднего звена.
А что происходит в сфере профтехобразования сегодня? Престиж рабочих профессий упал до нуля, что бумерангом ударило по экономике. Как только промышленность начала поднимается из руин, выяснилось, что работать некому. По Тамары Дмитриевой, мы потеряли ступенчатую систему подготовки кадров. Доходит до парадокса: крупные предприятия завозят людей из-за пределов РФ по вахтовому методу. Во многих регионах и городах, у нас в том числе, уже наблюдается огромный дефицит рабочих специальностей, особенно в обрабатывающей и высокотехнологичной промышленности, в то время как система профтехобразования практически развалилась, и если где-то она работает, то только благодаря усилиям промышленных предприятий, сумевших сохранить структуру подготовки кадров.
Диспропорция наблюдается и в расхождении спроса на специалистов с их подготовкой. Так, согласно статистике, экономике нужно 87% рабочих, 7% ИТР и 6% служащих. А учебные заведения выпускают специалистов с точностью наоборот. Готовят в основном экономистов, юристов, менеджеров и тех же массажистов и парикмахеров. В итоге порядка 30% выпускников не могут найти работу по специальности.
Дефицит – отнюдь не единственная проблема. Те, кто сегодня, к примеру, идет на стройку, по уровню квалификации не выдерживают никакой критики. На селе положение еще хуже. Уровень квалификации почти повсеместно снизился до чернорабочего. Каждый восьмой работающий механизатор – пенсионер, каждая пятая доярка давно на заслуженном отдыхе. Тотальное выбывание квалифицированных кадров по возрастному цензу происходит и в промышленном секторе. Вызывает обеспокоенность и трудовая миграция. За последние три года процесс оттока кадров из области носил нарастающий характер. В среднем за год из региона выезжало на три тысячи человек больше, чем въезжало. Двигаясь такими темпами, теряя кадровый потенциал, мы можем оказаться у точки невозврата. Это опасение разделяют и педагоги, и руководители учреждений профтехобразования Ульяновска, принявшие участие в обсуждении проблем и перспектив развития профтехобразования.
Как было отмечено, сегодня у выпускника школы практически нет заинтересованности и мотивации осваивать рабочие профессии, которые востребованы на рынке труда. Уровень оплаты труда специалистов во многих отраслях экономики малопривлекателен, на многих предприятиях отсутствуют социальные гарантии. Депутат Законодательного Собрания Ростислав Эдварс назвал данную проблему более чем актуальной для региона, отметив, что решить ее можно лишь в формате диалога между учебными заведениями, руководством предприятий – потенциальными работодателями и региональной властью. «В последнее время, – подчеркнул Ростислав Эдварс, – предприятия требуют от училищ специалистов высокого уровня, но это попросту невозможно. И не только потому, что квалификация приходит к человеку только в процессе работы на производстве, – просто материальная и учебная база большинства городских училищ давно и безнадежно устарела. В учебном процессе не используются современные технологии, учащиеся лишены возможности знакомиться с технологическими новинками, которые уже используются на предприятиях».
Причина такого положения дел банальна: у сектора профтехобразования не хватает средств на обеспечение своей учебной базы всем необходимым. В связи с этим очевидна необходимость создания ресурсных центров профессионально-технического образования. Возникает вопрос, как должны распределяться роли государства и бизнеса в деле реформирования начального и среднего профессионального образования? По мнению участников дискуссии, промышленные предприятия, крупные корпорации должны определить объемы и профили подготовки рабочих кадров и специалистов, а также, что очень важно, требования к разработке новых образовательных стандартов в системе профобразования и компетентности выпускников. Они могли бы принять участие и в создании или укреплении учебно-материальной базы образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. Государство в новых условиях взаимоотношений с бизнесом могло бы взять на себя финансирование оплаты труда педагогических работников, корпорации – финансирование развития учебно-материальной базы и предоставление мест для организации производственного обучения и практики. Только в этом случае можно получить кадры, способные быстро войти в производственный процесс.
В целом разговор получился многоплановый и, несомненно, интересный. Подводя итоги дискуссии, Тамара Дмитриева подчеркнула: «В проблеме подготовки кадров для экономики много болезненных точек. Профтехобразование в том виде, в котором оно существует сейчас, безнадежно устарело и требует кардинальных реформ. Поэтому единственный выход из данной ситуации – перепрофилировать профессионально-техническое образование в соответствии с требованиями современного рынка труда. Обучать нужно тем специальностям, которые сегодня востребованы бизнесом. Однако без серьезной государственной политики в этой сфере обеспечить качественную подготовку специалистов рабочих специальностей не удастся. Частно-государственное партнерство в области образования это тот путь, который позволит найти решение кадровых проблем. При этом не следует забывать о законодательном обеспечении, правовом регулировании, поддерживающем начальное и среднее профессиональное образование. Задача законодателей подготовить почву для того, чтобы бизнес начал вкладывать деньги в развитие колледжей и профтехучилищ».
Все предложения, прозвучавшие в ходе совещания, были оформлены в виде рекомендаций государственным органам власти. С учетом этих рекомендаций Министерству образования совместно с Министерством промышленности и транспорта поручено до 1 сентября 2010 года разработать концепцию развития среднего профессионального образования в Ульяновской области.
Дед Соколов
Вот что я писал на видеоблоге Дмитрия Медведева ещё 9 апреля 2009 03 час. 11 мин.:
Даже сейчас наблюдается заметный дефицит рабочих профессий, этим в последнее время многие озабочены, но соответствующие действия или мероприятия часто носят рекламный или даже пиаровский характер. Мое предложение таково:
Обязать(!) студентов бюджетных специальностей ВТУЗов (в основном тех, кто претендует на степень бакалавра – 4 года обучения) за время обучения и прохождения производственной практики освоить сопутствующую рабочую специальность с разрядом не ниже 3-4-го.
Вместе с ВУЗовским дипломом выдавать удостоверение государственного образца о получении рабочей профессии. Если же выпускник рабочую специальность не приобрел, то и диплом подождет. Но, повторяю, это приемлемо для бюджетников. И придется создавать соответствующие условия – рационально организовать практику.
Это касается и техникумов, тоже бюджетных мест.
Упор делать на станочников – за время моей рабочей деятельности я ДВА раза сталкивался с такой ситуацией: обычно на заводах привилегии и повышенное внимание к цехам окончательной сборки, но когда завод начинает лихорадить, то выясняется, что "недоглядели" за изначальным звеном – станочниками, а от качества создаваемой ими продукции пропорционально зависит качество окончательной сборки.
Лично я еще четверть века назад небезуспешно работал на станках с числовым программным управлением (ЧПУ) и на собственном опыте убедился, что без техникума или бакалавриата там выше 2-3 разряда не прыгнешь, если хочешь быть и за станочника, и за технолога, и за программиста. Внимательный читатель уже понял, что я лоббирую авиастроение – там парк станков с ЧПУ не менее 60%. Да и времена нынче такие (а уж станки, тем более!), что рабочие с ВУЗовским образованием будут востребованы.
Александр Соколов, пенсионер
– регулировщик радиоэлектронной аппаратуры – 3 разряд,
– плотник-бетонщик – 2 разряд,
– сварщик ручной дуговой сварки – 4 разряд,
– оператор плазморежущего станка с ЧПУ – 4 разряд,
– оператор лазерного станка с ЧПУ – 5 разряд.