Злополучный 31-й Арсенал Военно-морского флота РФ, расположенный в Ульяновске, снова прославился на всю страну. И слава эта опять печального свойства.

Осенью прошлого года на складе произошел пожар, повлекший за собой взрывы боеприпасов, гибель одной сотрудницы и двух пожарных. Десять дней спустя группа саперов подорвалась при разминировании снарядов, погибли восемь человек. Сейчас здесь новый скандал: в ходе утилизации снарядов, начавшейся в конце июня, снова прогремел взрыв.

Поскольку жители Ульяновска по вполне понятным причинам опасались подобных инцидентов (в ноябре минувшего года пострадали почти 60 горожан), областная служба МЧС заранее предупредила: “Все работы будут вестись профессионально подготовленными группами разминирования, соблюдение мер безопасности взято под строжайший контроль, посторонние не смогут попасть на территорию, где проходит утилизация”.

Сегодня директор Центра медицины катастроф Константин Вдовин рассказал журналистам о том, что двое военнослужащих из самарской воинской части накануне днем были госпитализированы с ранениями легкой и средней тяжести, полученными при утилизации поврежденных снарядов в ульяновском арсенале.

“Один из военнослужащих получил касательное ранение глаза и сотрясение головного мозга и госпитализирован в областную клиническую больницу, второй с осколочным ранением левой скуловой области — в гарнизонный госпиталь. Угрозы жизни нет. Глаз тоже должен быть сохранен”, -сообщил Вдовин.

По его словам, раненые были госпитализированы с опозданием: ЧП произошло в час дня, первого солдата отправили в больницу в 14 часов, второго — в 16:20. “К сожалению, военные не допускают нашу службу к работе на Арсенале. Они закрыты, там действуют военные врачи, но уже видно, что нужна помощь гражданских служб”, — заявил глава Центра медицины катастроф.

Официального подтверждения информации о ЧП со стороны военных пока не поступало. “У меня такой информации нет”, — ответил дежурный “Арсенала” на соответствующий вопрос журналистов. “Работы по утилизации идут в плановом порядке, никаких взрывов и инцидентов не было”, — цитирует работника склада одно из информагентств.

Зато сведения о ЧП есть у корреспондентов местной прессы. Издание “УльяновскOnline” взяло интервью у одного из пострадавших — 19-летнего солдата-срочника из Магнитогорска Челябинской области Владимира Чистякова. Из его рассказа следует, что причиной инцидента стало нарушение техники безопасности при погрузке боеприпасов.

События, если верить раненому солдату, развивались следующим образом. На погрузке боеприпасов работали 12 срочников. Старшим был мичман, уехавший после того, как машина была загружена. Один из оставшихся — призванный на службу из Волгограда Александр Корытов открыл ящик с РПГ и достал гранатомет, который сработал у него в руках.

Чистяков пострадал от воздействия взрывной волны, а его сослуживец — солдат-срочник из Башкирии Марсель Лутфуллин получил осколочные ранения. Судя по всему, оба они находились на расстоянии не более двух метров от РПГ, хотя нормы безопасности предусматривают в данном случае полтора десятка метров.

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов планирует направить в адрес Министерства обороны РФ телеграмму с просьбой усилить контроль за соблюдением техники безопасности при ликвидации боеприпасов, сообщил журналистам источник в региональном правительстве.

Ранее пресс-служба Минобороны уточняла, что ФГУП “31 Арсенал” планируется вывести за пределы Ульяновской области до конца нынешнего года. На его складах находится около ста тонн снарядов морского и общевойскового назначения. Их утилизация, соответственно, также должна быть завершена до наступления 2011 года.

Остается только надеяться, что дальнейшая ликвидация боеприпасов обойдется без подобного рода чрезвычайных происшествий. Впрочем, надежды эти рискуют не оправдаться, судя по печальному опыту работы сотрудников “Арсенала”. Напомним, что 13 ноября 2009 года служащая одного из складов скончалась от ожогов, полученных при пожаре. Его причиной стало нарушение установленного производственного цикла уничтожения снарядов.

Возгорание привело к детонации снарядов, множественным взрывам и возникновению еще более мощного пожара. Ситуация приняла критический оборот: в борьбе с огнем погибли двое пожарных, из зоны ЧП эвакуировали более тысячи жителей города, около 60 ульяновцев получили травмы, 13 из них были госпитализированы.

На этом трагедия “Арсенала” не закончилась: десять дней спустя здесь снова прогремел мощный взрыв — на сей раз при погрузке в машину снарядов, поврежденных во время пожара. В зоне поражения оказались десять саперов, восемь из них погибли, двое были госпитализированы с тяжелыми ранениями. Взрыв был настолько сильным, что 60 процентов домов в Заволжском районе Ульяновска и все постройки военного городка получили повреждения.

Эксперты отмечают, что о стопроцентном соблюдении правил проведения столь опасных работ говорить не приходится вообще, ведь в российской армии к утилизации устаревших боеприпасов традиционно привлекают солдат-срочников. Снаряды попадают в их руки в таком состоянии, что так называемый непроизвольный подрыв — вопрос одного неаккуратного движения.

Буквально неделю назад, 23 июня, на военном полигоне бывшего артучилища в Рязанской области прогремел взрыв, жертвой которого стал один военнослужащий. С ожогами и другими травмами различной степени тяжести были госпитализированы более 20 человек. “Пока неизвестны детали трагедии. На месте происшествия работает комиссия МВО, она выясняет, что именно случилось и при каких обстоятельствах. Нам известно только, что произошел непроизвольный подрыв боеприпасов”, — сказал журналистам представитель Московского военного округа.

Он также пояснил, что уничтожение “просроченных” снарядов производится двумя способами — сожжением или подрывом. Для проведения этих работ создаются сводные нештатные отряды, в основном состоящие из солдат срочной службы.