Николай Тверетинов
В 2000 году началась кампания по закрытию малокомплектных школ в селах области и перевозке детей из села в село на школьных автобусах. Тогда неизбежность перевозок детей объяснялась необходимостью оптимизации бюджетных расходов на образование.
Власти клятвенно уверяли, что и транспорт будет в исправном состоянии, и дороги, по которым будут возить детей, приведут в нормальное состояние. В этом году исполняется своеобразный юбилей – 10 лет с начала школьно-автобусной эпопеи. А к юбилею принято подводить итоги.
В январе 2006 года губернатор Сергей Морозов вручил ключи от 17 автобусов главам 14 муниципальных образований области. Машины за 9 миллионов рублей были приобретены на средства областного бюджета. Спустя четыре месяца, в апреле 2006 года, на областном родительском совете губернатор заявил: «В этом году мы просто так ни один автобус не отдадим, даже тем, кому пообещали. Есть у нас печальный опыт, когда в некоторых муниципальных образованиях украли десятки подаренных автомобилей».
Исчезновение автобусов проходило чаще всего едва ли не сказочным образом. В декабре 2006 года Инзенский районо получил два автобуса для перевозки детей в средние школы в Забалуйке и Тияпине. Однако автобусы к концу года странным образом исчезли. Школьники из семи малых сел, поскольку малокомплектные школы в их селах были уже закрыты, ежедневно в любую погоду проходили пешком по нескольку километров, чтобы добраться до школы и вернуться домой. Спустя полгода автобусы «всплыли» так же внезапно, как и исчезли, когда в июне 2007 года их пропажей заинтересовалась районная прокуратура.
В 2006 году было много разговоров о том, что прежде чем получить школьный автобус, районам придется пройти так называемую «предрейсовую подготовку», как следует протестировать дороги и водителей («чтоб с похмелья детей не возили и ребятишек по пути не трясло, как на лошадиных бегах»).
Уже в сентябре 2007 года КамАЗ с 20 тоннами арбузов провалился на ветхом мосту возле с.Хвостиха Кузоватовского района. А если бы это был школьный автобус с детьми? Но все равно досталось и школьникам из Хвостихи. Они были вынуждены несколько месяцев в осеннюю распутицу и зимой ходить в школу в соседнее село пешком, так как там нет другой дороги. Тогда же, в ноябре 2007 года, выяснилось, что в Тереньгульском районе школьные автобусы не проходят техосмотр, маршруты их движения не согласовываются с ГИБДД и милицией не сопровождаются. Скорее всего, водители тоже не проходили медосмотр. Выезжать в рейс им приходится рано, и пройти такой медосмотр в это время в селе зачастую просто негде, даже если сами водители этого очень захотят.
О том, что такое сопровождение необходимо и что даже нормальные дороги не являются гарантией безопасности для школьников, весьма красноречиво говорит авария, в которую 16 августа 2008 года попал школьный автобус. Группа учеников из Верхних Тимерсян и их родители в тот день отправились на школьном автобусе покупать школьные принадлежности. По дороге водитель-лихач попытался обогнать школьный автобус, не справился с управлением, и произошло столкновение. В результате одна девочка-шестиклассница оказалась в больнице с черепно-мозговой травмой средней тяжести. Остальные пассажиры пострадали меньше. Тем не менее часть из них тоже пришлось госпитализировать. Но ведь подобная авария могла случиться и по дороге в школу? Более крупные аварии с участием школьных автобусов пока, слава Богу, у нас в области не происходили. Но вот как будет дальше? А ведь такой печальный опыт имеется в других регионах России.
Объявленная в 2000 году оптимизация расходов на образование в конечном итоге явно ни к какой экономии средств не привела. Их не хватает даже на то, чтобы привести в порядок дороги, по которым возят детей. Зато оптимизация поставила под угрозу жизнь и здоровье тысяч ульяновских школьников.