Борьба учителей против “оптимизации школ” по-чиновничьи увенчалась полной победой. Правда, победу им пришлось разделить с губернатором Сергеем Морозовым, который приехал-таки и “все разрулил”. Неприятный же осадок, как говорится, остался.

Противостояние педагогов и власть предержащих принесло нам две новости. Одна хорошая: защитники школ не только победили, но и заставили говорить о себе как о представителях гражданского общества, которых мы вот уже многие годы безуспешно ищем. Скромные учителя и примкнувшие к ним родители оказались грозной силой, грозной своей очевидной правотой и беззащитностью. Власть вынуждена была признать, в конце концов, свои ошибки. Впервые Общественная палата более или менее справилась с отведенной ей ролью “переговорной площадки”. На городском уровне появились новые лица, которые внятно говорят о конкретных вещах.

Вторая новость плохая, и адресована она партии власти: чиновники от образования подставили ее по полной программе. Она также еще раз доказала, что не понимает элементарных вещей. Не отдает себе отчета о той роли, которую играет предварительная проработка и информационное обеспечение непопулярных решений, полагаясь всецело на административный ресурс. Не понимает, что на этом экономить не стоит, уж лучше оптимизировать “офисный планктон” – это много безопасней.

Полное молчание “Единой России” во время “школьного кризиса” привело к тому, что ее рейтинг упал, можно сказать, к ногам оппозиции. Ей остается только перешагнуть через него, однако, сумеет ли она это сделать?

Прилюдно провалившийся общий противник смог на время объединить наши оппозиционные партии, и они выпустили совместно боевой листок, и приняли заявление “Нет разрушительным экспериментам в образовании”. Заявление пространное, так что вспоминается Козьма Прутков с его знаменитым вопросом: “Стоит ли пытаться объять необъятное?” Конкретные требования педагогов выглядят много убедительней – может быть нашим партиям надо стать ближе к народу? Недаром ведь говорят: “Будьте проще, и люди к вам потянутся”.

Впрочем, все оппозиционные партии набрали очки, кто-то больше, кто-то меньше – не суть важно. Важно другое – смогут ли они реализовать свое позиционное преимущество, перевести его в новое качество? То есть повысить свой авторитет в обществе?

“Школьный кризис” может войти в историю Ульяновска как важная веха, если положит начало открытому диалогу всех политических и общественных сил. Не бывает худа без добра – возможно, эта максима применима и к нам.

Виктор Каменев