Приятно слушать ссору в доме соседа (поговорка телугу). Прошедшая неделя в Ульяновске была ознаменована завершением голодовки учителей. Наблюдение со стороны за этим чудовищным социальным экспериментом даёт возможность сделать ряд выводов о современном состоянии общества и власти. В чём суть и корень конфликта? Причина столкновения интересов органа управления образованием и нескольких подведомственных учреждений в том, что на очередное административное указание «сверху» последовал «ответ» в форме неподчинения приказу. Административные правоотношения не терпят такой ситуации, если она каким-либо образом не прописана в специальных документах наподобие административных регламентов. Объект управления обязан подчиниться властным указаниям исполнительных органов. Конфликт усложнился ещё и тем, что «дезертиров» от образования поддержали родители, политики и СМИ, которые вообще не являются частью управляемой административной системы. Итак, впервые система столкнулась ни саботажем, ни с уклонением от исполнения предписания, ни с обжалованием в вышестоящие или судебные инстанции, а с прямым массовым неповиновением компетентным указаниям. Развитие конфликта происходило по классической схеме, описанной в учебниках русской истории, в главах, посвященных революции 1905 года. Началось всё с открытого столкновения властных структур с протестующими в виде взлома кабинета директора школы. Затем конфликт развивался только по нарастающей, вовлекая всё новых и новых участников. На каждом следующем этапе эскалации властные структуры одновременно пытались подавить мирное выступление и, обнаружив, что оно в связи с этим только расширилось, пойти на уступки. Уступки государства эволюционировали от «давайте соберём совещание» до «компромисса» и полной капитуляции. Очень важную роль при этом сыграло самоустранение от переговоров первых лиц. Высшее должностное лицо региона сыграл также и роль мессии при разрешении конфликта, что позволяет ему в дальнейшем руководить процессом на постконфликтной стадии. Очень велика была угроза вмешательства внешних сил, что в конечном итоге и заставило губернатора выступить в качестве «миротворца». Данное обстоятельство отличает нашу маленькую революцию от Первой русской революции и даёт надежду на то, что постконфликтная стадия будет иной: не контрреволюционной и однобокой, а конструктивной. Что показал завершившийся конфликт? 1. В социальной сфере. Мы видим сложившуюся за постсоветский период сегрегацию общества. Мы наблюдаем её в сфере образования. Школы и учащиеся, а также их родители разделяются на категории, различающиеся своим социальным и имущественным положением. При этом социально-территориальная сегрегация в образовании никак не связана с сегрегацией внутри системы образования. Я имею ввиду, что «естественный отбор» родителей, производящийся при наборе в элитные школы, и территориально-поселенческое разделение ульяновцев не связаны с распределением средств между школами, в которых учатся их дети. Школы из бедных районов имеют такие же права на получение государственных средств, что и лучшие гимназии и лицеи. По мнению последних, школы из бедных районов даже в чём-то имеют преимущества. Таким образом, мы наблюдаем «сегрегацию бедных». Школы борются, по сути, за копейки. Об этом, собственно, и было заявлено Общественной Палатой РФ, когда речь зашла о низких зарплатах учителей. Такого рода стратификация, когда уровень и доступность образования ещё не совпадали с уровнем доходов слоёв, характерна для постсоветского периода. Следовательно, Ульяновск с болью переживает сейчас тот период, который более развитые соседи прошли ранее. 2. В политической сфере. Конфликт показал, что в существующей системе наиболее эффективными являются политические способы урегулирования таких ситуаций. Административная «обратная связь» не сработала. Обращение в прокуратуру превратилось в долгую паузу. Судебные иски и ныне в суде. Выступления в СМИ повлекли только обратную волну со стороны официальных источников информации. И только поочерёдное подключение различных политических сил прекратило аполитичную забастовку. Губернатор вопреки всем законам «рекомендовал» пойти на уступки бунтовщикам, и внезапно обнаружились нарушения закона другой стороной конфликта. Получается, что юридическая сторона была отодвинута политической волей. Такой ход, безусловно, добавит очков действующему губернатору, но одновременно подстегнёт волну правового нигилизма в народе. Кроме того, если на начальной стадии голодовка была объявлена асоциальным явлением и способом «выкручиванием рук», то губернатор заявил, что это одна из форм протеста, пусть и не лучшая. Возникает закономерный вопрос: а какие же формы протеста «правильнее» голодовки? Мы же понимаем, что обращение в суд или выступление в СМИ в данном случае не могут рассматриваться как эффективная альтернатива выбранной форме. Народ будет выдумывать новые формы протеста, если уж его разрешили и если он действует! 3. В сфере гражданского общества. Опыт показал, что институты гражданского общества, о которых часто говорит губернатор – разного рода НКО, грантополучатели, Общественная Палата, различные Советы – никак не помогли канализировать стихийный протест и разрешить конфликт компромиссом. Напротив, те структуры, которые в официальных кругах принято считать деструктивными – независимые журналисты, оппозиционные партии и правозащитники – смогли организовать протест, не дали ему выйти за правовые рамки и в итоге подвели губернатора к принятию единственно верного решения на той стадии, которой уже достигла голодовка к его приезду. Позиция «государственной» стороны конфликта накануне приезда Сергея Ивановича была весьма агрессивной и могла спровоцировать новый виток напряженности. Следовательно, государство налаживает отношения не с тем гражданским обществом. А с тем, что есть, оно борется. 4. В сфере государственного и муниципального управления. Конфликт показал несовершенство механизмов принятия решения. При объективной необходимости сокращения числа школ и учителей сам процесс оптимизации был начат бездарно, что и вызвало конфликт. Большинство наблюдателей останавливаются именно на этом аспекте как причине голодовки. Если бы процесс оптимизации и борьбы с участниками акции не был похож на секретную спецоперацию, никакого конфликта бы не произошло. Управленческие решения должны быть публичными и соответствовать озвученным президентом, губернатором и мэром приоритетам. Разумеется, что список выводов можно продолжить. Я изложил свой объективный по возможности, сторонний, взгляд на ситуацию. Хотелось бы услышать выводы и предложения сторон. От этого зависит протекание процессов на постконфликтой стадии: будут ли они конструктивными или же система вернётся к своему прежнему состоянию, получив при этом необратимые деформации. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Рейтинг губернаторов
http://club-rf.ru/rating/14403/
asdasd
Что то не нашёл автора.
С некоторыми деталями можно было бы и поспорить, но в целом публикация объективна и взвешена. Без обличительного пафоса и истерик.
По моему мнению, конфликт проигран органами власти (и муниципальными и областными) в первую очередь на информационном поле. Учитавая настроения в обществе. (всё, что делает власть подвергается достаточно жёсткой критике) подобное решение по школам (опять же на мой взгляд вполне объективное и обоснованное) необходимо было сопроводить информационной кампанией. И не за пять минут до принятия решения и не только в официальных СМИТ. Думаю результат конфликта мог быть и другим. Естественно – это только один из аспектов.
А тем временем
05.07.2010 Общественная палата (ОП) РФ предложит программу поддержки школ со слабыми результатами ЕГЭ
/РИА Новости/ Общественная палата РФ (ОП) намерена выйти с предложением в федеральное правительство о создании программы поддержки средних общеобразовательных школ с низкими результатами ЕГЭ, заявил председатель комиссии ОП РФ по развитию образования, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.
Об этом Кузьминов сообщил в субботу в Ульяновске на встрече членов ОП с представителями образования, где обсуждались причины недавней голодовки учителей и родителей двух школ.
Члены Общественной палаты РФ считают, что, проводя оптимизацию, нужно не только укрупнять школы и материально помогать лучшим учебным заведениям, но и поддерживать слабые школы, поскольку не всегда оценки на экзаменах зависят от педагогов и администрации школы.
"Показатели ЕГЭ зависят не только от школ, но и от родителей, от уровня их образования. Общее образование – это благо, которое дается всем гражданам России. Мы обязаны обеспечить общий уровень нормального образования каждому, в том числе, проблемному ребенку, семья которого не поддерживает его образование, – отметил Кузьминов. – Должна быть четкая программа вытягивания тех (школ), кто работает с проблемными детьми, и тем более тех, кто работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья".
"Поэтому мы сейчас будем предлагать реализовывать программу особой поддержки 20% школ, которые показывают самые слабые результаты по ЕГЭ. Во многих странах такие школы получают дополнительные ресурсы от государства, чтобы эти школы выполняли функцию социального выравнивания", – продолжил он, отметив, что поддержка слабых школ в некоторых случаях должна проходить вместе с заменой администрации школы, которая не выполняет обязательств.
Кроме того, члены ОП выдвинули идею создания специального стабилизационного фонда для слабых школ.
Этот фонд нужен для того, чтобы не отрывать средства на зарплату педагогов в отстающих школах из стимулирующих фондов сильных школ. А это, как утверждают руководители городского управления образования, приходится делать: по 600-900 тысяч рублей в год гимназии отдают из своих стимулирующих фондов в относительно слабые школы, которые получают меньше денег из-за низкой наполняемости (по закону о нормативно-подушевом финансировании сумма средств, которую школа получает от государства, зависит от количества учеников).
Результат ЕГЭ стал одним из критериев, по которому управление образования мэрии Ульяновска принимало решение о ликвидации той или иной школы в рамках оптимизации системы образования.
В июне мэрия Ульяновска выпустила ряд постановлений о ликвидации пяти городских школ в рамках оптимизации учебного процесса. По данным городского управления образования, четыре школы из пяти попали в список ликвидируемых из-за низкого качества знаний и малой наполняемости. Решение властей о реорганизации школ вызвало протест у педагогов и родителей двух школ, который вылился в восьмидневную голодовку.
Школы закрывать нельзя
asdasd' у
"…подобное решение по школам (опять же на мой взгляд вполне объективное и обоснованное) необходимо было сопроводить информационной кампанией".
Подобное решение, на мой взгляд, могло быть только результатом общественной дискуссии и найденного компромисса. А вот насчет объективности и обоснованности есть очень большие сомнения. Зачем сегодня закрывать то, что через 10 лет придется открывать? Ну стали площади лишними – вот тебе и место, где открыть кружки и секции – половину здания под них. Классы маленькие? Прекрасно: педагог лучше справится со своей задачей, вон в частных школах вообще по 6 человек. Индивидуальный подход. Зарплаты учителям? Ну сколько там через эту оптимизацию удастся повысить? Повышать-то ее надо В РАЗЫ, а значит, все равно изыскивать ИНЫЕ средства, а не на спичках экономить. Наличие школы в квартале (населенном пункте) – это как знамя полка. Тряпка, и цена ей копейка, а убери – и подразделение расформируют.
Инфо
05.07.2010 Виктор Шудегов: Федеральное правительство должно существенно увеличить финансирование малокомплектных школ
Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, член фракции "Справедливая Россия" Виктор Шудегов считает, что в российской образовательной системе именно малокомплектные школы испытывают наибольшие проблемы.
"Но они окажутся в еще худшем положении, когда начнет действовать закон о самофинансировании бюджетных учреждений", – заявил депутат в интервью REGIONS.RU/"Новости Федерации". По его словам, если вовремя не поддержать такие школы, "мы потеряем не только сами школы, но и многие деревни и села, где они расположены".
Как полагает парламентарий, решение проблемы должно взять на себя федеральное правительство. "Необходимо в три-четыре раза увеличить нормативы финансирования малокомплектных школ", – убежден Шудегов. В противном случае, по мнению депутата, ситуации, подобные событиям в Ульяновске, будут возникать повсеместно.
Виктор Шудегов сообщил, что этим летом намерен подготовить законопроекты, связанные с господдержкой малокомплектных школ.
Созерцатель
Местами неплохой анализ, местами, на мой взгляд – ошибочный. К тому же, слова «сегрегация» и стратификация» хоть и красивые, но, похоже, не к месту.
Конкретно. «Губернатор вопреки всем законам «рекомендовал» пойти на уступки бунтовщикам, и внезапно обнаружились нарушения закона другой стороной конфликта. Получается, что юридическая сторона была отодвинута политической волей». Ошибка. Все дело в том, что учителя и родители поступали как раз в соответствии с законом и требовали его соблюдения, в отличие от чиновников. А главное, что еще не отменено – требования СанПиН по расстоянию до школы. И только исходя из этого уже нельзя было закрывать ни 8, ни 7 школы. Городские и региональные власти в упор не хотят замечать этой нормы, потому что она сломает всю «оптимизацию». И это еще будет не раз причиной будущих конфликтов конфликтов.
«И только поочерёдное подключение различных политических сил прекратило аполитичную забастовку».
И какие это политические силы? КПРФ, РНДС? ЛДПР? Да, они поддержали учителей и родителей, но ничего не сделали. В этом протесте было самым главным – сама голодовка и СМИ, давшие возможность услышать об этом Москве, которая не захотела, чтобы мир, забыв про чемпионат мира по футболу, заговорил про Ульяновск. Надо больше отдать должное Корнилову, который вовремя отреагировал и оказал помощь – как моральную, так и юридическую. Кстати, он и есть маленькая ячейка гражданского общества. Реального. А не официального типа О-Па.
«…или же система вернётся к своему прежнему состоянию». Конечно, вернется. Потому что такая система иначе не может. Ни суды, ни прокуратура, ни чиновники ничего не умеют решать. Все оглядываются на ВЕРТИКАЛЬ. Вертикаль приходит и принимает решение. Хорошее или плохое – ничего не значит для процесса. Все будут продолжать с еще большим рвением оглядываться на вертикаль, потому что она так хочет, а значит, конфликты будут продолжаться. И другой формы протеста, к сожалению, нет. Так сделала сама власть. Вот и остается либо голодовка, либо перекрытие дороги.
Дергунова Нина Владимировна
Глубокий политический анализ произошедшего еще впереди, поскольку результаты и последствия только наметились. Но хотелось бы сказать, что власть повторяет старые российские ошибки. Любая демократия подразумевает консультации при принятии решений и альтернативы, то есть выбор. Учителям выбора не дали, все за них решили чиновники как им удобно. Конечно можно отметить поддержку со стороны якобы оппозиционных партий, но где они были когда готовилось решение? Все стали смелыми когда сами учителя пошли на отчаянный шаг. К сожалению, все произошедшее говорит, что не работает вся политическая система как система взаимодействия, что нет нормального цивилизованного систематического взаимодействия власти и общества, власть никого не хочет слышать кроме самой себя. Все созданное ею в виде общественных советов и палат является плодами управляемой демократии и никогда не будет выступать против, даже уполномоченные по правам человека или ребенка. Все назначены, все дрожат за свои места. Зря. Такая система неизбежно рождает экстремальные протестные явления как справа так и слева. Людям просто не остается других вариантов. Эта созданная система начинает сгнивать изнутри и революционизировать население, население давно поняло – обращаться куда либо для защиты своих прав бессмысленно, затянут, заговорят и ничего не сделают ни приемные губернатора, ни приемные Путина – поможет только протест, голодовки, перекрытие дорог и т.д. Нам не нужна революция, нам нужна нормальная власть, но к сожалению только через протест мы можем заставить её стать нормальной. Сама она не способна стать демократической, то есть работать для людей. Один умный ученый человек сказал про Россию: за пять лет в стране может измениться всё, за двести лет-ничего. Как был российский чиновник самодур – таким и остался.
Открыть уже закрытое!
Если с нарушениями закона все верно, то надо открывать уже "оптимизированные" в прошлые годы школы. Взять шк.№4. После ее закрытия ближайшая школа оказалась в 4 остановках (что на Север, что в центр), какие уж тут требования СанПин! И куда в этом случае девать уже обосновавшийся там колледж политеха?
asdasd
Какой СанПин устанавливает предельные расстояния до школ?
Не вводите никого в заблуждение.
Про СНиП пишите? Так он обязательных значений не устанавливает и в таком деле, как размещение школ и не установишь таких значений.
asdasd' у
Не претендую на знание вопроса, в данном случае глянул на пост Созерцателя:
"А главное, что еще не отменено – требования СанПиН по расстоянию до школы. И только исходя из этого уже нельзя было закрывать ни 8, ни 7 школы".
Но ежели таких норм не существует, тогда их надо вводить. Так можно дойти и до того, что в школы детей будем водить в соседний район города, из Заволжья в центр. Или все-таки есть нормы?