Юрий Рогов

вице-президент УлТПП,

генеральный директор

ООО «СОЭКС-Ульяновская ТПП»

Продолжение разговора. Начало читайте в №3.

Законодательство.

Государство, заявляя о поддержке малого и среднего бизнеса, прежде всего, предъявляет законы, разрабатываемые, обсуждаемые, принимаемые. А предпринимателю эти законы даже прочитать некогда – он работает практически круглосуточно, а если и спит, то с телефонной трубкой под подушкой. Я не утрирую, ведь упустить важный разговор – значит, остаться без денег, а иногда и без самого бизнеса.

Но вернемся к законотворчеству. Скажите, насколько власть, являющаяся автором законодательства, заинтересована в том, чтобы мнение бизнеса учитывалось при создании правовых актов? Судя по тому, в каком виде «вышел в свет» новый ФЗ «О торговле», мнение тех, кого непосредственно касается этот «продукт законотворчества», кто обсуждал его, разрабатывал и отсылал «наверх» поправки,- нисколько!

А многочисленные «программы поддержки предпринимательства» с финансированием, которого не хватит даже на аффилированные с чиновниками «бизнес» – структуры, не говоря о реальном бизнесе?

По-прежнему много проблем с реализацией права на льготную приватизацию (по ФЗ № 159).Да, от уплаты НДС малый бизнес при совершении сделки освободят. Однако, если он арендует помещение, но пока не может его выкупить, получается, что после 2013 года (когда льготный срок приватизации закончится) ему идти на улицу? Ведь помещение выставят на торги по аренде, и вселится в него тот, у кого больше денег, а не тот, кто вкладывал в него средства (обустраивал, ремонтировал). Почему не пойти навстречу арендаторам и не дать право выкупать арендуемые ими помещения без всякого конкурса? Или арендовать бессрочно? Но власть не хочет слышать, к сожалению, пока еще слабый голос малого бизнеса.

Коррупция.

Вот и получается, что власть больше занята распределением субсидий и льгот, получить которые можно, если ты соответствуешь нормам и правилам «игры», разработанной сверху. А принципы «соответствия» находятся в руках у чиновников – далее схема, думаю, отработана. Причем, это касается не только развития предпринимательства, а и экономики, политики, общественной жизни: чем больше правил, тем меньше возможности развития. Предпринимателям это понятно. А власть действительно не понимает, или просто делает «хорошую мину при плохой игре»? И при каждом удобном случае заявляет: рост цен, инфляция – виноват бизнес, кризис – она же, безработица – … А бизнес просто хочет сократить свои издержки, в которых (кроме того, о чем говорилось выше) заложена и коррупционная составляющая.

Мониторинг рынка.

Недавно ко мне пришел потенциальный предприниматель. Говорит, хочет открыть свое дело, но не знает, будет ли востребована его продукция, и сколько у него конкурентов на этом поприще. «Где бы узнать?»- задает он вполне резонный вопрос. Что ему ответить? Мониторинг рынка, тем более по услугам малого бизнеса, не проводится. Мы пока мыслим глобально: в Интернете есть данные по объемам капитального строительства, по ценам на рынке жилья, сельхозпродукции, показатели грузоперевозок предприятиями транспорта и т.п. Но сколько по каждому из направлений работает субъектов бизнеса, какова их структура, объемы продукции – известно, пожалуй, только им самим. А «ИПешников» статистика видимо вообще в расчет не берет. А если ИП хочет, к примеру, «Бюро добрых услуг» открыть, где ему данные о рынке получить? Самому мониторинг заказывать? И в какую сумму ему это обойдется?

Перспектива.

Премьер-министр В.Путин, выступая с отчетом в ГД РФ, заявил: ««Несмотря на кризис, предпринимательская активность в России возросла, зарегистрировано на 143 тысячи больше субъектов предпринимательства. Но говорить о свободе предпринимательства в России преждевременно». Далее руководитель правительства отметил, что все-таки кое-что удалось сделать: сократить до 74 количество лицензируемых видов деятельности, в два раза уменьшить число проверок среднего и малого бизнеса.

Сейчас много говорят о внедрении высоких технологий. Но они весьма дорого стоят, а окупаемость растягивается на длительный период. Для вузовских внедренческих центров, предполагается отменить ограничения при переходе на упрощенную систему налогообложения. А для всех остальных?

Устроить «налоговые каникулы» в части налога на прибыль власть обещает для фирм, занятых в сферах здравоохранения и образования; освободить от налога на имущество тех, кто внедряет энергоэффективное оборудование.

Вроде бы государство понимает, что малые предприятия не только насыщают рынок товарами и услугами, они создают рабочие места, расширяют потребительский сектор, тем самым улучшая условия жизни людей. И общество стало более лояльно воспринимать бизнесменов, чем 30 лет назад.

Но пока у нас «на один килограмм произведенного мяса приходится в несколько раз больше килограммов документов», — как сказал глава кабинета министров, мы будем жить так, как будто живем одним днем. Это что касается «перспективы».