Актуально

В рамках депутатской недели в Ульяновской области в очередной раз побывал председатель комитета Госдумы России по аграрным вопросам Валентин Петрович Денисов. Он нашёл время и возможность встретиться с нашим корреспондентом и ответить на интересующие жителей региона вопросы.

– Какими инициативами в последнее время отмечена законотворческая деятельность комитета?

– Мы поставили перед собой задачу до конца сессии принять изменения в «Технический регламент на молоко и молочную продукцию». Он, как известно, был принят в целях достоверного информирования потребителей о наименовании, составе и потребительских свойствах молока и молочной продукции. Одним из главных нововведений, предусмотренных техрегламентом, является чёткая идентификация молока и продуктов его переработки.

Но, судя по всему, принимая основной закон с учётом рекомендаций учёных, мы несколько завысили требования, подняли их выше европейских и американских. Теперь требуется привести эти требования в соответствие с мировыми стандартами. Это сегодня для нас главная задача.

– В этой связи такой вопрос: на какой стадии сегодня находится реализация программы «Школьное молоко»?

– Организация сбалансированного питания школьников приобретает особое значение, поскольку дети основную часть своего времени проводят в школе, а процесс обучения принимает всё более интенсивный характер.

В прошлом году Госдума приняла специальное постановление по выработке антикризисных мер, в котором есть пункт, касающийся вопросов оптимизации и улучшения качества школьного питания, обеспечения детей молоком и молочной продукцией. Особо хочу отметить, что вкладывая деньги в программу, мы улучшаем здоровье нации, инвестируя в здоровье детей, и тем самым помогаем производителям молочной продукции.

Программа «Школьное молоко» стартовала весной 2005 года. В ряде регионов она работает в виде пилотного проекта с привлечением средств родителей, спонсорских средств, в большинстве случаев разработаны муниципальные либо региональные программы. Ульяновская область, кстати, подключилась к этой работе одной из первых. Сегодня программа реализуется в 32 субъектах Российской Федерации. Совсем недавно Российский Союз сельской молодёжи провёл в Москве митинг в её поддержку. Наша задача – перейти к реализации данного документа во всех регионах, приступить к разработке федеральной программы. Такова позиция Комитета, поддержанная депутатами Госдумы.

– В стране вот уже 20 лет идёт земельная реформа. И, похоже, конца ей не будет. Взять, хотя бы, такой факт. Более полугода назад Госдума России приняла в первом чтении Закон «О внесении изменений в Закон «Об обороте земель сельхозназначения». Но он, что называется, «не проходит». Этому есть какие-то причины?

– Тема весьма актуальная. С землёй надо наводить порядок. Долгое время никто этой работой всерьёз не занимался. Раньше были органы земельного регулирования. Теперь эти функции берут на себя частные фирмы, работа которых зачастую далека от прозрачности. Цель закона – защитить собственников паевых земель, повысить ответственность за их неэффективное использование. Смысл предлагаемых изменений в том и заключается, чтобы вернуть землю муниципалитетам и поселениям: будет земля – будет и власть. А для этого надо стимулировать наведение порядка, помочь АПК и муниципалитетам установить правовые отношения с собственниками земли, арендаторами, инвесторами, приходящими в сельское хозяйство.

У нас много оппонентов, которые не хотят, чтобы на земельном рынке был наведён порядок. Причина проста: нахватали земли, налоги на неё платить не хочется, вот и приходится вести очень тяжёлые дискуссии. Основной мотив оппонентов по принятию документа связан с тем, что они пытаются оставить открытой лазейку для того, чтобы земли сельхозназначения уходили под строительство жилья. Где логика? Речь может идти о землях вокруг крупных городов и областных центров. Но при чём здесь земли, например, в Павловском, Николаевском, Старокулаткинском районах?

Видимо нам не удастся принять изменения в их нынешнем виде. Но некоторые подвижки на рабочем уровне есть. Мы договорились внести в изменения несколько статей общего содержания. Речь будет идти не конкретно о землях сельхозназначения, а вообще об обороте земель. Это компромисс. Но он необходим.

– Вы принимали участие в совещании по проблемам кооперации, которое проходило под председательством первого вице-премьера страны Виктора Зубкова. Хотелось бы на этом событии остановиться подробнее.

– Сам факт мероприятия считаю большим прорывом в отношениях между властью и кооперативными структурами. На совещании поднимался, в частности, вопрос о том, чтобы приравнять кооператоров к сельхозтоваропроизводителям. Но для этого им придётся вначале серьёзно расширить производственную деятельность, а главное, поддержать и развить социальную структуру на селе. Кто этим будет заниматься? Считаю, что потребкооперация.

Сегодня в сельской местности развиваются два вида потребительской кооперации: входящая в систему Центросоюза России, назовём её традиционной, и сельскохозяйственная. Первая имеет давние многолетние традиции. Вторая родилась в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», на смену которому пришла Госпрограмма поддержки и развития сельского хозяйства. Именно в это время было разработано такое направление, как развитие малых формах хозяйствования на селе, конкретно, сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

У каждого из её двух видов есть своя ниша. Они должны конкурировать между собой, а это возможно только при развитии производства. Что же касается сферы услуг на селе, этим занимаются, прежде всего, кооперативы, входящие в систему Центросоюза.

Ульяновская область и здесь оказалась первой. Ещё в июле прошлого года губернатор региона Сергей Иванович Морозов, председатель Совета Центросоюза России Евгений Николаевич Кузнецов и руководитель Совета Ульяновского облпотребсоюза Константин Аркадьевич Инешин подписали Соглашение о взаимодействии по расширению закупок сельхозпродукции в ЛПХ и КФХ области. Речь идёт о создании сети магазинов для торговли продукцией местных сельхозпроизводителей по доступным для населения ценам под единым брендом «КООП». По большому счёту надо говорить о наращивании объёмов закупок сельхозпродукции и сырья. Сюда же входит обеспечение ЛПХ и КФХ региона молодняком скота, птицы, комбикормами, семенным и посадочным материалом. Не останутся без внимания вопросы переработки закупаемых у владельцев ЛПХ и фермеров сельхозпродукции и сырья. Вслед за этим аналогичные соглашения были подписаны между потребкооперацией и органами местного самоуправления региона.

Результаты не замедлили сказаться. Традиционная потребкооперация начинает реально конкурировать с торговыми сетями, которые всё больше и больше захватывают сельский рынок. Сельская потребкооперация, на условиях совместного развития, ей в этом первый помощник. Они в состоянии взять на себя миссию продвижения товаров на мелкие рынки. Речь не идёт о глобальной экономике, производстве товаров и продукции на импорт. Но в радиусе, предположим, 50 километров зоны своего действия каждому кооперативу работать вполне по силам. Это, в конце концов, их задача.

Другое дело, что в советские годы Центросоюз имел жёсткое соглашение-договор с правительством страны, в котором были чётко прописаны права и обязанности обеих сторон. Сегодня такой документ, как основа партнёрских отношений между государством и кооперацией, отсутствует. Если в ближайшее время он будет подготовлен и подписан, всё окончательно встанет на свои места. Главное, есть понимание ситуации и желание навести полный порядок в этом вопросе.

Сергей Тихонов