Именем Ленина

Это город, который претендует быть современным, интенсивно развивающимся и в то же время позиционирует себя как исторический центр, музей под открытым небом. В нем многое уникально: Ульяновск – единственное на территории Евразии место, где две полноводные реки сходятся на расстоянии полутора километров и текут в разные стороны. Это единственный в России город, центральная часть которого вошла в государственный музей-заповедник, раскинувшийся на территории в 174 га.

Его исторический облик был разрушен и сохранен именем одного человека. В конце 20-х – начале 30-х годов местная власть развернула в городе кампанию по уничтожению многочисленных церквей и храмов, которые не вписывались в концепцию «родины Ильича». И тогда же занялась увековечением памяти Ленина, мемориализацией «священных ленинских мест». Благодаря первой инициативе город лишился своих архитектурных доминант, утратил лицо. Благодаря второй – сохранил историческую застройку российского губернского города. И этим на сегодняшний день уникален.

Неоднозначность (или многогранность?) нашего города во многом отразилась в дискуссии, развернувшейся вокруг его имени: Симбирск или Ульяновск? Общественное обсуждение инициативы экс-мэра Сергея Ермакова вернуть городу историческое имя вывело на авансцену главный вопрос: много ли у современного города точек соприкосновения со старым Симбирском. Заповедная зона. Что еще?

Актуальность темы переименования снял то ли кризис, охвативший весь мир, то ли осознание каких-то истин… Однако вывески на городских улицах, пестрящие словом «симбирский» в наименовании разных организаций, свидетельствуют, что без сохранения прошлого настоящего не бывает.

Эта правильная мысль закреплена рядом градостроительных документов, принятых за последние годы в Ульяновске. В июне 2007 года после многочисленных споров и доработок был утвержден генеральный план развития города на ближайшие 25 лет.

В 2008 году – Градостроительный устав и новые Правила землепользования и застройки. В 2009-м – Проект зон охраны объектов культурного наследия.

– Ульяновск – уникальный историко-градостроительный объект. У нас на сегодняшний день сформировались четкие и внятные правила, которые позволяют регулировать новую застройку в исторической части города, – говорит заместитель мэра Алла Садретдинова.

О новых листах

«Город есть книга, в коей всякая улица занимает страницу. Будем прибавлять новые листы, но не станем вырывать старые», – эти слова русского историка Михаила Погодина, сказанные почти два столетия назад, и сегодня актуальны.

Какими они будут, эти «новые листы», на каждом этапе истории определяют люди – их потребности, возможности, приоритеты, амбиции, воля… По большому счету, любой градостроительный план – это попытка грамотно сдержать стихию.

Если в 60-80-е годы Ульяновск шел по пути интенсивной комплексной застройки жилых кварталов, то с началом 90-х, открывших страницу рыночных отношений, строгая концепция государственного типового домостроения сломалось. На строительный рынок пришел частный заказчик – лицо со своими представлениями о качестве архитектуры и претендующее на земельные участки в престижных районах.

Краевед, историк архитектуры Ольга Свешникова отмечает, что, хотя приезжие и восхищаются тем, что в Ульяновске сохранилось так много старинных зданий, ощущения целостности застройки в исторической части города нет: на старых улицах над малоэтажными зданиями нависают многоэтажки, создавая впечатление беспорядочности. Принятый Проект зон охраны объектов культурного наследия может этот процесс остановить, считает краевед.

– Архитектура – это не просто скопление зданий, это среда, в которой мы живем и которая нас так или иначе формирует. И если мы говорим, что центр города должен развиваться, то это правильно. Но он должен развиваться таким образом, чтобы старые улицы были сохранены и насыщены современной инфраструктурой, – говорит госпожа Свешникова.

В качестве негативного примера вторжения современного здания в историческую среду города краеведы, как правило, называют ТРК «Версаль». В качестве позитивного – здание «Сбербанка» на улице Энгельса, 15, которое удивительно органично вписалось в архитектурную композицию улицы.

В новую историю градостроения понятие «точечная застройка» вошло с явно негативной окраской. И это касается не только исторической части города. С позиции обывателя «точечная застройка» – это когда застройщик хочет насильственно «посадить» в сформировавшийся микрорайон какой-то объект, нарушив облик сложившегося городского пейзажа, поправ права жильцов близлежащих домов на нормальную среду обитания. Скорбным памятником (от слова «память») точечной застройке стал приговоренный к сносу и разобранный по кирпичикам многоэтажный дом, выросший на улице Радищева рядом со знаменитым «Теремком» – особняком купца Бокоунина, который был построен по проекту Федора Ливчака в 1916 году.

– В градостроительной документации понятия «точечная застройка» не существует, – говорит Алла Садретдинова. – Под ней, как правило, подразумевают участки, которые были отведены под строительство до 2005 года с учетом всех градостроительных норм и требований, но не были востребованы. Проблема в том, что застройщики, начиная строительство на таких участках, не считают нужным работать с населением – объяснять, убеждать, находить варианты, которые устроили бы людей.

Жилье мое

Именно 2005 год вошел в историю Ульяновска, как год подъема жилищного строительства в новом веке. Если в 2004 году в эксплуатацию было введено только 86 тыс. кв.м. жилья, то в 2005-м – уже более двухсот. В 2009 году этот показатель достиг рекордной цифры – 352 тысячи кв. м. нового жилья. Цифры, демонстрирующие рост отрасли по итогам кризисного года, – следствие реализации докризисного задела. На 2010-й – прогнозные планы по вводу жилых квадратных метров достигают т300 тысяч, хотя в нынешнем году новых строительных площадок под жилье реализовано не было.

– В настоящее время идет комплексная застройка площадок, которые были выделены давно, – рассказывает госпожа Садретдинова. – Это шестой микрорайон УЗТС, дома на улицах Островского – Кролюницкого, Шолмова – Шигаева. Компания «КПД-2» комплексно застраивает микрорайон «Искра». Там зарезервированы площадки под стадион, школу, магазин. За счет средств бюджета в новом микрорайоне планируется построить детский садик. Сформирован участок под застройку на улице Созидателей. Планируется жилищное строительство в Заволжском районе – в 17, 18, 19, 12-м кварталах. Но это дело далекой перспективы.

В начале нынешнего года на всех уровнях власти заговорили о посткризисной экономике. Строительной отрасли оптимистичные прогнозы касаются в меньшей степени, она своеобразный индикатор стабильности общества. Спрос на жилье идет в рост, когда работают предприятия, и люди, удовлетворив потребности сегодняшнего дня, понимают, что могут думать о будущем.

Кризис, начавшийся в 2008-м году, остановил развитие одного из самых перспективных и интересных направлений жилищного строительства в Ульяновске – малоэтажное. Площадки под современную малоэтажную застройку сформированы в поселках Арское, Кувшиновка, Луговое, Карлинское, Плодовый. Если думать о перспективе, то уже сегодня туда необходимо тянуть сети. Но тут возникает проблема – финансовая.

Вообще тема инженерной инфраструктуры – особенно актуальна для современного Ульяновска. Его коммуникации мощно развивались в пору большой стройки, с 60-х годов прошлого года и вплоть до перестройки. Тогда комплексно застраивались большие микрорайоны, в каждый тянули сети, строили КНС, водопроводные насосные станции, трансформаторные подстанции, центральные тепловые пункты.

– В последние годы сдавали много жилья, но инженерные сети не развивались, говорит директор муниципального предприятия «Стройзаказчик» Александр Шканов. – Город держится на четырех китах – вода, электричество, канализация, газ. И по каждому из этих направлений сегодня требуется развитие. Особенно сложно там, где строятся новые кварталы, туда необходимо тянуть большие сети.

Тем не менее, город тему инженерии держит на контроле, отмечает господин Шканов. В работе – программа развития до 2020 года, в которой четко будут прописаны все предложения: где и какие коммуникации необходимо реконструировать и строить.

Большие планы

По новому генплану, мощное развитие жилищного строительства должно развернуться на западных окраинах Ульяновска. Проект «Запад-1» группы компаний «Взлет» стал одним из победителей конкурса экспериментальных инвестиционных проектов, организованного Росстроем под эгидой правительства РФ, еще в 2007 году.

На протяжении трех лет «Запад-1» фигурировал в списках крупнейших инвестпроектов Ульяновска в качестве светлых перспектив. В 2010 году все-таки будет начат строительством и сдан в эксплуатацию первый дом на его территории: десять этажей, 8,5 тыс. кв. м жилья.

Планы впереди грандиозные: в течение семи-восьми лет на территории 66 га должен вырасти, по сути, город-спутник: почти 1 млн. кв. м жилья, на которых расселятся порядка 25-30 тыс. человек. Плюс вся городская инфраструктура, включая дороги, рекреационные зоны, детсады, школы, спортивные и развлекательные объекты…

В числе крупных инвестиционных проектов, которые уже сегодня реализуются в Ульяновске, Алла Садретдинова называет многопрофильный региональный спортивный парк «Симбирский», в комплексе с микрорайоном «Запад-1» он входит в мега-проект «Симбирское кольцо». Еще одна крупная и перспективная инвестплощадка – промышленная зона в Заволжье, где уже построены заводы «Марс», «SABMiller» и появляются новые резиденты.

Компания «Макдоналдс» входит на территорию Ульяновска с инвестиционным проектом строительства пяти ресторанов быстрого питания. Первый появится на проспекте Ульяновском, вероятно, уже этой осенью. На Пушкаревском кольце будет построен «Маг-авто» – ресторан быстрого питания для обслуживания автомобилистов. Еще один «Макдоналдс» запланирован в переулке Мира, рядом с площадкой под гостиницу «Хилтон». Сейчас идет работа с инвестором по поводу формирования новых площадок для двух ресторанов быстрого питания в Засвияжье, говорит госпожа Садретдинова.

Поехали

Жизнь города – это бесконечное движение по транспортным магистралям. А среднестатистический горожанин, как правило, – пассажир, причем чаще – общественного транспорта. По данным МУП «Ульяновскэлектротранс», 50% пассажирских перевозок приходится на трамваи и троллейбусы. По данным частных перевозчиков, именно они обслуживают ежедневно 80% горожан. Мэрия уточнят статистику любопытным фактом: пассажирский автопарк Ульяновска насчитывает 1900 единиц автобусов, на долю ГАЗелей в нем приходится порядка 90%.

Претензии власти к частным перевозчикам несколько лет назад вылились в решимость убрать ГАЗели с городских дорог вовсе, заменив их автобусами средней и большой вместимости. На их приобретение были потрачены немалые средства. Но «маршрутки» по-прежнему доминируют на дорогах.

– Социализм с его мощным административным ресурсом не смог решить проблему общественного транспорта, а сегодня эта система работает, – говорит председатель совета объединенных коммерческих перевозчиков «Наш город» Виктор Сидоренко. – Конечно, ее нужно совершенствовать, но на основании достигнутого. Автобусы большой вместимости с их габаритами и маневренностью уместны на основных магистралях. Но межквартальные дороги ими насытить не получится.

Господин Сидоренко видит решение проблемы в создании механизмов государственно-частного партнерства, которое дало бы возможность частным перевозчикам при поддержке власти участвовать в развитии транспортной отрасли. В частности, приобретать автобусы на основании кредитных соглашений, которые учитывали бы возможности бизнеса.

Рассказывая о транспортной политике города, председатель комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии Ульяновска Константин Иваненко говорит о вещах, созвучных высказываниям Сидоренко. Значит, контакт налаживается? Политика города направлена на замену «малого» пассажирского транспорта автобусами средней и большой вместимости, но, прежде всего, – на магистральных направлениях.

В конце апреля главой города подписана программа «Автомобильные дороги» на 2010-2012 годы, согласно которой усиливается финансирование устройства заездных карманов в объеме до 8 млн. рублей ежегодно.

И снова к истокам

15 августа в рамках сессии МАГ Ульяновск будет принимать глав российских городов. На этот день назначено открытие улицы Ленина в качестве Музея под открытым небом. Планы замостить тротуар плиткой на отрезке от улицы Железной Дивизии до улицы Советской, отремонтировать фасады домов, устроить на них архитектурную подсветку, провести мероприятия по озеленению и, наконец, установить на улице Ленина четыре фигуры, символизирующие жителей старого Симбирска, подкреплены финансированием, говорит Константин Иваненко.

Несмотря на то, что до часа Х осталось всего два месяца, в мэрии не сомневаются, что Музей под открытым небом на улице Ленина откроется к сроку. Но и это не все. Новая власть серьезно взялась за благоустройство городских улиц. В бюджете предусмотрены средства, чтобы к 1 сентября закончить мощение улицы Гончарова. Есть деньги на то, чтобы перенести на безопасное расстояние ограду на Новом Венце, попавшую в оползневую зону. Чтобы отремонтировать там бордюры, дорожки и прочее-прочее…

А что думают жители города о приоритетах благоустройства? Взгляд населения выяснял маркетинговый центр «Артефакт». Как показал опрос, проведенный в мае, большинство ульяновцев считает необходимым, в первую очередь, ремонтировать дороги и облагораживать парки. За это отдали свои голоса 60% респондентов. 18% горожан «голосуют» за установку лавочек и мусорных корзин в местах отдыха, 12% хотят, чтобы были отреставрированы старые дома, 10% – чтобы больше возводилось детских площадок, столько же считают необходимым разбивать цветники по всему городу. Отвечая на вопрос, нужна ли городу пешеходная улица, ульяновцы были единодушны – нужна. Но у власти на этот счет отдаленные планы.

– Решение по пешеходной улице пока не принято, – говорит главный архитектор Ульяновска Александр Капитонов. – Есть эскизный проект реконструкции улицы Федерации, на которой хорошо сохранилась историческая застройка, но как пешеходная она не рассматривается – нет возможности убрать оттуда транспорт.

В целом, как выяснило исследование «Артефакта», ульяновцев раздражают ветхие развалюхи на городских улицах. Зато им нравятся хорошо сохранившиеся старые симбирские дома и не нравится, когда современная застройка грубо внедряется в историческую зону. В общем, горожане продемонстрировали солидарность краеведам: между именами Симбирск и Ульяновск нельзя ставить разделительный союз «или». Только соединительный – «и».

Татьяна Захарычева