Андрей КОРЧАГИН

К такому выводу пришли члены Общественной палаты Российской Федерации, посетившие наш город в минувшую субботу.

Высокопоставленные чиновники из Москвы приезжали в Ульяновск с целью разобраться в причинах недавней голодовки учителей и родителей, случившейся в школе № 7.

Представители Общественной палаты отметили низкий уровень средней зарплаты ульяновских учителей. При этом столичные гости пришли к выводу, что хотя низкая зарплата и не была причиной голодовки, но стала негативным фоном для акции протеста.

– Ульяновская область и Ульяновск пока выглядят не очень хорошо на фоне других российских регионов по средней заработной плате учителей, – отметил председатель комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию образования, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. – Чтобы учителя шли в школу, преподаватель должен получать зарплату на 15-20% выше, чем средняя по региону.

По мнению Ярослава Кузьминова, программа реструктуризации школ неизбежна, но при реализации задуманного не должны быть забыты интересы учащихся.

– Школьники – не кубики, которые можно переставлять, и не единица бюджетного финансирования, – заметил столичный начальник.- Это вовсе не значит, что их нельзя переводить из школы в школу. Но надо работать продуманно и иногда решать проблему индивидуально.

Было предложено публиковать планы развития отрасли на три года вперед. И не просто вешать проект на сайт управления образования, а дойти до каждого и обговорить ситуацию. Очень важно, чтобы были соблюдены все интересы учителя. На встрече отметили, что сегодня уровень подготовки учителей падает, конечно не везде, но в целом ситуация печальная. Поэтому аттестация учителей – хороший механизм, чтобы мотивировать педагога повышать свой уровень. И здесь надо продумать, какая у учителя открывается перспектива, как можно заинтересовать интеллигентного человека, чтобы он и дальше развивался, не останавливался на достигнутом.

– У нас врач получает в среднем больше, чем учитель, – заявил Ярослав Кузьминов. – Этот разрыв болезненно ощущается в обществе, и нам придется его ликвидировать. Мы хотим переводить экономику на инновационные рельсы. Вузы, конечно, опорная точка модернизации, но они получают вектор от тех, кто 11 лет учился в школе. Насколько мы сможем поменять ситуацию в школе, от этого фактически зависит судьба российской модернизации.

Также встречавшиеся пришли к выводу, что нельзя оценивать школы по результатам ЕГЭ – разный контингент детей и учителей, у всех разные возможности для подготовки. Одно дело лицей, где учатся дети, у которых есть образованные родители, другое – дети из неполных семей, дети-инвалиды… Поэтому оценивать работу школы № 7 по результатам ЕГЭ некорректно.

Поддержала Ярослава Кузьминова и его коллега по московской комиссии Мария Гончар.

– Позиция – не мы, чиновники, виноваты в том, что произошло, – не конструктивна, – заявила заместитель директора Министерства образования и науки Российской Федерации.- Раз процедура, на которую чиновники ссылаются, вызвала протест, значит, она несовершенна.

– С людьми поступили несправедливо, – признал на встрече с представителями Общественной палаты губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. – Но с процессом оптимизации школ я согласен. Сейчас готовим постановление регионального правительства, где мы подробно пропишем, как должна проходить процедура оптимизации, ликвидации бюджетных учреждений, в том числе школ. Мы уже создали согласительную комиссию, чтобы не потом, а заранее решать все конфликтные ситуации.