Олеся Грачева

Региональные начальники массово изобретают кодексы поведения горожан. Мэрия Ульяновска обязала сотрудников ходить в походы и демонстрировать свои таланты, в Сочи – ходить на работу только в светлых рубашках. В Самаре чиновникам нельзя надевать джинсы. Водителям в Кисловодске запрещено включать громко музыку, таксистам – петлять по городу, накручивая счетчик, а пассажирам – открывать окна без разрешения. Тему продолжит корреспондент радио “Вести ФМ” Олеся Грачева.

Грачева: После прихода нового главы города на чиновников Ульяновска возложены новые обязанности в выходные: ходить в турпоходы, ловить рыбу, коллективно вкусно готовить и демонстрировать свои таланты на городских конкурсах. Таким нововведением мэрия намерена укрепить корпоративный дух, говорит советник губернатора ульяновской области Дмитрий Ежов. Однако какие санкции ждут работника за отказ участвовать в культурном мероприятии, не сообщается.

Ежов: Новый мэр пришел и очень значительно обновил кадровый состав мэрии. Новому коллективу объективно нужна внутрикорпоративная сшивка. Таким образом, все логично, все вполне грамотно, это на пользу городу.

Грачева: Все развлечения с караоке и удочками оплачивает местный бюджет. Один поход чиновников обходится налогоплательщикам минимум в 20 тысяч рублей. В Новосибирске оказалась экономнее. Раз в два месяца устраивают тренинги для новых сотрудников мэрии. Руководство лично рассказывает о нормах общения и дресс-коде, пояснила начальник кадровой службы мэрии Новосибирска Татьяна Абрамова.

Абрамова: В чиновнике, муниципальном служащем с точки зрения профессионализации нет мелочей, нет неважного. В том числе и как ты одет. Мы не вводим форму, мы просто обращаем внимание людей на то, что стиль одежды, конечно, должен быть не кричащим, скромным, офисным. Не предполагает огромных украшений или кричащей бижутерии.

Грачева: В Самаре украшениями не ограничились. Мужчину-чиновника там не пустят на работу в джинсах, женщину в мини-юбке, шортах и платье с глубоким декольте. Для сотрудников сочинской администрации – табу на яркие сарафаны, для ростовчан – на вещи красного цвета. Дальше всего пошли в Екатеринбурге – запретили приходить на работу в заштопанных чулках. Установку такого дресс-кода юристы называют абсурдным и незаконным, если, конечно, в администрации этих городов не предусмотрена спецодежда, уверен адвокат компании PPL Group Алексей Паршиков. Это касается и турпоходов с рыбалкой.

Паршиков: Работодатель не может налагать, утверждать такие правила. Это скорее рекомендации морального характера. В противном случае мы говорим о нарушении прав работников. Не может государство даже в целом устанавливать, что в свободное от работы время должен делать тот или иной работник, чиновник. Поэтому в данной ситуации мы говорим о рекомендациях, либо речь идет о потемкинских деревнях, дабы показать деятельность для освоения тех или иных бюджетов.

Грачева: Чиновники не ограничиваются правилами для себя. Разрабатывают кодексы для горожан и мигрантов. Например, в Москве чиновники планируют запретить резать барана во дворе, жарить шашлык на балконе, ходить по городу в национальной одежде, а разговаривать приезжие должны только по-русски. Для покорительниц столицы обещают написать учебник, где расскажут, как познакомиться с хорошим молодым москвичом, как поступить в московский вуз и что делать, если экзамены провалила. В северной столице в разработке пока только новый кодекс петербуржца, в котором гостям запретят “ходить по центру города в халате и тапочках”.