В Ульяновской области правоохранительные органы возбудили уголовное дело в связи с жалобами учащихся профессионального училища на избиения, издевательства, грабежи и изнасилования в общежитии. Причем предполагаемыми преступниками являются так называемые ночные воспитатели, которые жестокими экзекуциями “приучали сирот к порядку”.
Заявление в прокуратуру Димитровграда подали пять студенток профучилища №3. Однако в настоящий момент большая часть заявительниц уже забрали свои жалобы и пояснили, что никаких претензий не имеют. В настоящий момент в ведомстве остается только заявление Ани Ферафонтовой, которая и уговорила подруг добиваться правосудия.
Таких училищ с общежитиями, как в Димитровграде, на всю Ульяновскую область всего четыре. Поэтому приезжают сюда учиться в основном ребята из дальних деревень, которым нужна крыша над головой. Здесь же получают среднее образование и профессию детдомовцы. Сейчас их 79 из 342 обучающихся. Предполагается, что училище для них – это путь к социализации.
Четыре года назад в районе вокруг училища прошла серия грабежей, совершенных студентами. Тогда-то директор училища Владимир Кологреев и решил для ночных смен взять в воспитатели крепких мужчин. Желающих нашлось четверо. Их распределили на смены, после чего воспитатели “заступили на боевой пост”.
“Творили ночные воспитатели все, что хотели! Мальчиков били. В ход дубинки и наручники шли, – рассказывает воспитатель Алевтина Ивановна Петрова. – Над девочками издевались, насиловали. А мы что могли?” По мнению воспитательницы, жаловаться было бесполезно. За последнее время у нее самой скопилась целая пачка взысканий от руководства, еще одно – и она будет уволена.
Пострадавших от измывательств ночных воспитателей лишь отправляли к социальному педагогу на беседу. Лишь после избиения в марте Ани Ферафонтовой дневные воспитатели Алевтина Петрова и Людмила Воробьева посоветовали зафиксировать побои и написать заявление в милицию. Вслед за ней пошли жаловаться и другие девушки.
Впрочем, про нравы в общежитии в городе знали многие и без уголовного дела. “У меня соседка – учительница на пенсии – пошла туда подработать ночным воспитателем, так ушла очень быстро, – рассказывает одна из горожанок. – Хотела прибавку к пенсии заработать, а заработала гипертонию и вечный испуг”.
“Когда дежурили Кононенко и Краснолицкий, в общежитии появляться было опасно, – вспоминает Аня Ферафонтова. – Они могли наорать, оскорбить, избить так, что в комнате на стенах кровавые пятна оставались”.
В качестве наказания воспитатели могли нацепить прищепку на нос и зажать рукой рот, сделать “воздушный стульчик” (когда нужно долго стоять в полуприседе) или заставить бегать по лестнице вверх-вниз. “А то и руки распускали. Мы с подругой однажды зимой ночью в одних спортивных костюмах к родственникам в старый город (3-4 километра от училища) убежали”, – добавила Аня.
Об отпоре девочки-сироты не думали, несмотря на численный перевес. “Страшно было!” – признается потерпевшая. По словам девушки, один раз их за что-то наказали, но выполнять требования воспитателей студентки отказались. “Так Игорь Васильевич в комнату завел и говорит: “Если не будете слушаться, пиписькой по губам отшлепаю!” – рассказывает Аня Ферафонтова. Кроме того, воспитатели грозили, что отправят девушек “в Тольятти проститутками работать”.
Доходило и до вымогательства. Однажды воспитатель Евгений Юрьевич подошел к девочкам и сказал: “Вы вчера не ночевали в общежитии, нас с Игорем Васильевичем за это премии лишили. Так что с вас по 2 тысячи рублей!” Для сирот это огромные деньги, поскольку их пособие составляет лишь 5 тысяч рублей в месяц. Однако и эти требования студентки безропотно выполняли.
Журналистам удалось собрать и кое-какие биографические сведения о воспитателях-мучителях, хотя сами они общения избегали. Игорь Кононенко, по данным анонимного источника в следственном ведомстве, отсидел срок по “тяжелой” статье. А Евгения Краснолицкого “вышибли из правоохранительных органов при малопочтительных обстоятельствах”. Директор просто поставил перед новыми сотрудниками задачу “навести порядок”, и они стали действовать понятным им и привычным способом.
Слово “зона” и в училище, и во всем Димитровграде одно из самых популярных. Вокруг городка, где живут 128 тысяч человек, несколько лагерей и следственный изолятор. Почти в каждой семье кто-то или сидит, или уже отсидел, пишет издание.
Поэтому повсюду правит преступная “мораль”, а жизнь течет по тюремным “понятиям” даже в общежитии. По словам анонимного сотрудника правоохранительных органов, даже среди молодежи существует “культ силы, культ удачи, культ хорошей жизни без напрягов”.
“Многие воспитанники детских домов привыкли все получать за так, бесплатно. Поэтому преступный мир, который блага берет от общества, не отдавая ничего взамен, им ближе, – утверждает оперативник, участвовавший в расследовании. – Сейчас в общаге живут “по понятиям”. Поэтому девчонки и забрали свои заявления”.
Добавим, что происходящее в общежитии димитровградского училища ужасы вряд ли являются исключением из правил. Так, в марте в одном из детдомов Бурятии разразился скандал после того, как его воспитанники по тюремному обычаю вскрыли себе вены в знак протеста. А в Ижевске директор детдома пытался навести порядок, наделив полномочиями подростка-“авторитета”.
По некоторым данным, в России сейчас проживает до полумиллиона сирот, причем у большинства из них родители фактически живы