К сожалению, территориальными подразделениями Департамента социальной защиты населения Ульяновской области профилактическая работа проводится лишь с четвёртой частью злоупотребляющих спиртными напитками подростков, которые неоднократно самовольно уходили из дома. Такое было в Инзенском и Карсунском районах, где дети проживают в социально опасных семьях.

Привлекавшиеся как к административной, так и уголовной ответственности родители этих подростков ведут антиобщественный образ жизни, оставляют малолетних одних без присмотра на длительное время. Однако жилищно-бытовые условия таких семей не всегда обследовались, причины -неблагополучия не выяснялись, профилактическая работа не проводилась.

Новомалыклинское управление Департамента социальной защиты населения, работающее с несовершеннолетними подростками, которые осуждены к наказаниям, не связанным с лишением свободы, не всегда ставило их на учёт. Как результат, такие дети, проживающие на территории одних муниципальных образований, помещаются в спецучреждения, находящиеся в других населённых пунктах, зачастую расположенные на значительном расстоянии.

Зачастую подростки вновь и вновь возвращаются в ту же семью, достаточные и необходимые меры к «оздоровлению» которой должностными лицами не приняты.

Кроме того, установлено, что приказ об увеличении ежемесячной выплаты на возмещение расходов, связанных с полным государственным обеспечением детей-сирот и малолетних, оставшихся без попечения родителей, с 4800 до 5323 рублей Департаментом социальной защиты населения области был издан лишь 21 апреля 2010 года.

Крайне слабо защищаются жилищные и имущественные права детей-сирот и малолетних, оставшихся без попечения родителей.

Так, Барышским отделом опеки и попечительства более года рассматривался запрос из управления образования МО «Северодвинск» о проверке сохранности жилого помещения, закреплённого за несовершеннолетней в районном центре.

Кроме того, несмотря на длительную невыплату сотнями родителей, бросивших своих детей, алиментов, чиновники действенных мер к восстановлению нарушенных прав и законных интересов несовершеннолетних не принимали.

Также прокуратурой установлено, что в отделах опеки и попечительства ряда муниципальных образований должностные лица не включали в личные дела малолетних, находящихся под опекой, опись имущества, а при контрольных обследованиях условий проживания не проверяли ведение попечителями документов о производимых на воспитанников расходах.

Бездействие чиновников Старомайнского, Вешкаймского, Сенгилеевского, Новоспасского, Цильнинского, Ульяновского районов приводило к тому, что дети-сироты не состояли на учёте в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, а сохранность закрепленного за ними жилья не проверялась.

Прокуратурой г. Димитровграда установлено, что в общежитии ПУ №3 с разрешения воспитателя, ранее привлекавшегося к уголовной ответственности, систематически ночевали посторонние лица, которые оскорбляли и унижали обучающихся в учреждении детей-сирот.

В Профессиональном училище № 8 г. Новоульяновска за последний год учащимися совершено 39 самовольных уходов, причём в этом образовательном учреждении выявлены многочисленные факты употребления подростками спиртосодержащих напитков.

Прокурорами Майнского, Барышского, Инзенского районов выявлено, что в органах управления образованием и профильных учреждениях ненадлежащим образом был организован учёт несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия.

Несмотря на то, что отдельные учащиеся не аттестовались по ряду предметов, должностные лица не сообщали об этом в прокуратуру, в органы управления образованием, а также в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В ходе проверки прокурорами установлены многочисленные факты бездействия органов системы профилактики, когда дети лишённых родительских прав мам и пап оставались наедине со своими проблемами.

Так, две несовершеннолетние сестры из Железнодорожного района г. Ульяновска вследствие неоднократного осуждения отца за совершение преступлений были вынуждены воспитываться в различных учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с его очередным направлением в места лишения свободы девочки в течение года проживали на съёмных квартирах, а после смерти отца – где придётся. При этом чиновники информацию о прекращении несовершеннолетними обучения в органы управления образованием и органы опеки и попечительства г. Ульяновска не направляли.