Владимир КОРШУНОВ

Заканчивался жаркий летний вечер. Мимолетные августовские сумерки уже готовы были перерасти в темную ночь. Витек шел из гаражей в том паршивом состоянии духа, когда еще не допил, но пить больше нечего, негде и не с кем. В общем, чуть-чуть трезвый.

Душа требовала продолжения, тянуло на подвиги – светлые и не очень.

Но любой даже очень маленький подвиг грозил очередными последствиями, которых очень не хотелось, но… домой идти все равно не хотелось тоже.

С мыслью «что бы такого сделать этакого?» Витек откинулся на лавку у сквера, пытаясь отыскать предательски «сбежавшие» сигареты и зажигалку, и тут… Тишину засыпающего города робко побеспокоил бубенчик. Потом еще и еще. Из полумрака аллеи на свет фонаря, слегка подпрыгивая и раскачиваясь, выплывала стайка кришнаитов. И откуда они взялись здесь в это время? Но бывает проруха не только на старуху, на кришнаитов – тоже.

– Их еще не хватало! – Витек злобно сплюнул под ноги. – А впрочем, кришнаиты – это неплохо. Кришнаиты – это даже очень хорошо.

Процессия поравнялась. Кто-то, почувствовав в себе дар проповедника или повинуясь утренним инструкциям гуру, а скорее просто по глупости попытался открыть Витьку истину:

– А ты знаешь, брат…

Витек даже не дослушал, что именно:

– Конечно, не знаю. А ну, давай – рассказывай!

Кришнаиты притормозили, бубенчик затих. Пара сакраментальных фраз в адрес гипотетического адепта. Потом горькое осознание того, что «адепт» скорее пьян, чем трезв, и попытка продолжить движение…

– Стоять! Куда! Я вам душу открыл, а вы уходите!

– Ты, знаешь, брат, сейчас ты не готов разговаривать. Увидимся потом…

– Какой я тебе брат, чучело! Ты на себя посмотри!

Витек сделал устрашающее движение в адрес кришнаитов. Пришлось сесть и продолжить так не кстати завязавшуюся «проповедь».

Сразу скажу, что история эта окончилась без особых эксцессов. Витек – человек хоть и пьющий, но не агрессивный… Просто веселый. Но, судя по всему, кришнаитам в его компании было весело не очень.

Минут через 30 на просторы ночной улицы выкатился милицейский «уазик». Машина остановилась метрах в десяти. Кришнаиты метнулись к спасительному наряду, но были остановлены Витьком.

Один из милиционеров вышел из машины. Присмотрелся к странному сочетанию несочетающегося, оценил обстановку. А потом засмеялся.

– Поехали, здесь все нормально!

Машина исчезла во тьме.

Еще через полчасика были отпущены и кришнаиты. Окончательно утомившийся Витек пошел спать…

Эта история произошла лет 20 назад. В 91-м или 92-м году. Тогда кришнаиты, «белые братья», адепты Муна, Марии Дэви и еще не весть кого были на наших улицах таким же привычным атрибутом, как ларьки с пивом и нетрезвые Витьки. Потом мало-помалу жизнь начала налаживаться, и вся эта «экзотика» так же внезапно исчезла, как и появилась. Впрочем, появилась она, конечно, не внезапно. Помните, что происходило тогда со страной и обществом? Говоря медицинскими терминами, организм болел, был ослаблен. А в такие периоды деятельность различных сект заметно активизируется. Люди растеряны, подавлены, удручены происходящим, а то и вообще выброшены на обочину жизни. Ласковое слово и кошке приятно. Так что вербуй адептов – сколько успеешь. Зачем? Это тема для отдельных больших исследований, на которые мой рассказ ни в коей мере не претендует. Я, собственно, о другом.

Обратите внимание, сколько сейчас снова появилось различных «проповедников», пусть и не кришнаитских. Хотя кто знает, что будет потом? За неделю ко мне подходили трижды. И каждый раз с новым подходом. «Мы проводим социологическое исследование. Нам нужно знать мнение мужчин…» Какое исследование, от какой организации? «А вы считаете, что царящая несправедливость будет вечно? А вы знаете, что сказано в Писании об этом?» Все ясно… А вот группа молодых людей в трамвае. Именно в трамвае, где народа больше, контингент сильнее замучен «несправедливостью». Они ничего не проповедуют, ничего не говорят… Пока. Они просто прикрепили и «забыли» снять бэйджики: «Проповедник Церкви………….. отец ….», «Староста Церкви ………….. брат ……..». Хорошая наружная реклама. Народ молчит, но с любопытством вчитывается.

Общество снова болеет. Не по своей вине, конечно. Кризис. Безденежье. Невостребованность. Скотское отношение к подчиненным или просто к просителям – источнику власти, вообще-то, к народу. Все сделало свое дело. Вот и брошюрки, за которые в сытые тоталитарные 70-е годы срок давали, снова мелькают в руках. Скоро они посыпятся в почтовые ящики. Потом начнутся звонки в дверь: «Мы распространяем «бесплатную» литературу». И дальше – на ответ «Ничего не надо!» уже более настойчивое и почти бесцеремонное: «Ну хоть ароматические свечи купи!» Хотя, если честно, я не знаю, что будет дальше. «Что будет», знать, видимо, могут только сами «проповедники» и адепты, хотя в истории с Витьком они ничего о «что будет» все же не знали. Страна, я надеюсь, все же переболеет. Вот только какие последствия и осложнения останутся в обществе после очередной экономической болезни, сказать сложно. Скорее всего, это будут уже немного другая страна и другое общество. Ведь тогда, в начале 90-х, все именно так и произошло.

МНЕНИЕ

Савбян СУЛЕЙМАНОВ, председатель Регионального духовного управления мусульман Ульяновской области:

– Секты действительно существуют. Сектанты ходят чаще всего по домам и рассказывают жителям об «истине», и на их уговоры ведутся малообразованные люди, подростки и люди пожилого возраста, то есть наиболее беззащитные категории граждан, которые проще всего сбить с пути. На улице сектанты подходят к одиноким людям. В таком случае лучше всего просто не обращать внимания на них и проходить мимо, не слушая их. И бороться с сектантами можно только объединившись, объясняя людям, что к

добру это не приведет. Только объединенные усилия смогут принести существенный результат.

Светлана Забегалина, старший преподаватель Ульяновского государственного университета кафедры «Психология»:

– Самая главная причина, по которой люди идут в секту, – одиночество. Людям кажется, что окружающие равнодушны к их бедам и очень часто отказываются выслушать. И тут появляется кто-то, кто готов помочь, называет себя братом, сестрой. Люди идут туда, где их готовы выслушать, оказать моральную поддержку. Этим сектанты пользуются. Затем раздаются брошюры, диски с музыкой, проводятся семинары. И главное, что это бесплатно! «Бесплатно» выступает ключевым словом. Получая внимание и чувство единения, люди начинают противопоставлять ту жизнь, которая была до знакомства с этим кругом, и ту жизнь, которая появилась после. И выбирают то, где проще, где не волнуют мелкие беды. Естественно, что люди уже не хотят расставаться с новыми «братьями»-«сестрами». Также для вербовки используется техника «якорения» – прикосновения к рукам, плечам, положения рук на голову и при этом говорятся ключевые фразы типа «Все будет у тебя хорошо, если еще раз к нам придешь». Затем используются внушение, гипноз.

Чтобы не попасть на удочку сектантов, нужно избегать контактов с незнакомцами на улице, если только они не спрашивают, как куда-то пройти; не пускать к себе в дом людей, которые предлагают какие-то книги; нужно знать, что проблему, которая вас беспокоит, можно решить с поддержкой ваших близких и друзей – ни один посторонний человек с улицы не будет их решать. Не нужно показывать наличие свободных денежных средств – сектантов не интересуют люди, с которых нечего взять. Необходимо сделать выбор – либо вы исповедуете одну из национальных религий, либо вы атеист. Любые вероучения, где встречаются учителя, экстрасенсы, прорицатели, рассчитаны на то, чтобы прочистить мозги и кошелек. Если человек все-таки попал в секту, то в первую очередь нужна его изоляция от нового круга общения. Нужно постараться убедить его в необходимости разговора с психологом.