Мы недооцениваем значение своего города ни в истории, ни в искусстве, ни в литературе, а зря… по крайней мере в последнем Ульяновск преуспел и отличился, утверждает Жорес Трофимов, ульяновский краевед.

– Каково литературное наследие нашего города? Как много литературных деятелей взрастил Ульяновск?

– Мы являемся с вами свидетелями того, что наш город бывал культурной столицей, теперь готовится стать авиационной столицей России, но для меня, как человека, который давно занимается краеведением, Ульяновск, в первую очередь, является литературной столицей провинциальной России. Вообразите линию, идущую от педагогического университета, где родился Н.М. Карамзин, затем в домике – во дворике мемориала – В.И. Ульянов, в следующем доме – Н.М. Языков, дальше, на месте сегодняшней филармонии, стоял дом Тургеневых – эта семья дала России аж четырех человек, вошедших в историю русской культуры. Достаточно сказать об Александре Тургеневе – это он повез 12-летнего Пушкина в царское село определять его на учебу, а когда Пушкин был убит, именно он отвозил тело поэта из Петербурга в Святогорский монастырь.

Перенесемся дальше: на углу нашей центральной улицы находится дом Гончарова, если проследовать этой линией в юго-западном направлении, то мы попадем на улицу Минаева, где жили отец и сын Минаевы. И это только пять имен, которые находятся на одной воображаемой линии.

Сюда же можно и нужно добавить родившегося в симбирском селе Богородское И.И. Дмитриева, знаменитого баснописца, Д.П. Ознобишина (я о нем написал книгу «Жил и умер джентльменом-поэтом»). В 1812 году появился на свет П.В. Анненков, правда, родился он в Москве, но его еще грудным ребенком привезли сюда, и здесь он писал биографию Пушкина. Далее по старшинству идут отец и сын Минаевы; об отце говорят мало, но даже Белинский писал о нем с восхищением, а во-вторых, он первым перевел в стихотворном виде «Слово о полку Игореве», кроме того, он много писал о древней Руси и т.д. А его сын, Дмитрий Дмитриевич, известен в большей мере как талантливый сатирик. Вслед за Минаевым я бы поставил известного всей стране Д.Н. Садовникова, о котором мне доводилось писать, рассказывать, и надеюсь, что мои рассказы о нем выйдут когда-нибудь отдельной книгой. Следом идет А.А. Коринфский, который издал до революции 25 томов, в том числе сказания, народные поверья, былины и т.д. Можно перечислять и дальше…

М.П. Погодин однажды произнес пророческую здравицу: «Да процветает Симбирск, да являются отсюда беспрерывно к славе Отечества приемники Карамзиных, Дмитриевых, Тургеневых, Языковых!»

– Кому еще Ульяновск обязан титулом культурной столицы? Какие писатели, поэты повлияли на литературное формирование города?

– Страницы истории литературной жизни нашего края украшает пребывание здесь А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, В.А. Жуковского, П.В. Киреевского, В.А. Соллогуба, Н.П. Огарева, Н.Г. Чернышевского, Л.Н. Толстого, Т.Г. Шевченко, И.И. Гольц-Миллера, Н.Е. Каронина-Петропавловского, Е.Н. Чирикова.

Например, в 1833 году к нам приезжал А.С.Пушкин и провел здесь 9 дней; для сравнения скажу, что когда он ехал в Оренбург, чтобы собирать материалы для «Капитанской дочки» и «Истории Пугачева», то в Нижнем Новгороде он пробыл 1,5 суток, в Казани – 1,5, а в конечном пункте поездки, в Уральске и Оренбурге, – около 4 суток.

Наш край связан и с М.Ю. Лермонтовым: его двоюродный дедушка жил здесь на улице, теперь носящей имя Льва Толстого, а рядом стоял дом Столыпиных. Столыпин написал «Воспоминания о Суворове», которые были опубликованы еще в середине 19-го века. По югу нашего края проезжал Л.Н. Толстой, когда он направлялся в свое самарское имение.

С нашим городом очень тесно связано имя Дениса Давыдова: он тоже родом-то из Москвы, но после женитьбы в 1819 году на симбирянке Софье Чирковой так и породнился с Симбирским краем, годами жил в Сызранском уезде и там написал большую часть своих военных записок, которые, к сожалению, до сих пор не изданы в полном объеме. Когда он умер (1839), то первый некролог в России о Давыдове был напечатан в «Симбирских губернских ведомостях».

Я бы назвал еще В.Н. Андреева-Бурлака, известного как гениальный актер, но он еще и автор прекрасной книги «На Волге», в которой говорится о нашем городе, о событиях второй половины 19-го века.

Даже беглый и неполный перечень имен поэтов и прозаиков убедительно свидетельствует о том, что у нашего литературного краеведения поистине необъятное поле деятельности. К сожалению, оно долгое время слабо возделывалось. Достаточно сказать, что биографические справки о Н.М. Карамзине, И.И. Дмитриеве и Н.М. Языкове впервые появились лишь в «Сборнике исторических и статистических материалов Симбирской губернии» 1868 года. Там же была опубликована краткая «Автобиография» И.А. Гончарова.

– Все эти люди, несомненно, вошли в историю и внесли свою лепту в развитие литературы России. Но кого из них вы бы выделили?

– Среди звезд литературы первым стоит назвать Н.М. Карамзина, автора бессмертной «Истории государства Российского», который сыграл огромную роль в оживлении литературной жизни России, в создании литературного русского языка, свободного от старинных слов. Выступая со словом о Н.М. Карамзине, академик М.П. Погодин изложил суть его заслуг в одной, но очень емкой фразе: «Он очистил русский язык, освободил его из-под классического влияния, указал ему настоящее течение, обработал слог, обогатил словесность, представил сочинения во всех родах: письма, повести, рассуждения, похвальные слова, разговоры; возбудил участие к сочинениям знаменитых писателей, познакомил с иностранными литературами, перевел множество произведений со всех языков, привел в движение словесность, распространил охоту к чтению, умел возбудить любовь к знаниям, коснулся до всех современных вопросов, учил возбуждать участие к русской старине и познакомил с древними иностранными путешественниками».

Карамзин признан везде, но наряду с хвалебными одами, которые слагают в его честь многие журналисты, писатели, я бы заметил, что существует серьезный недостаток в изучении его биографии. В первую очередь, мы официально не решили вопрос о месте рождения Карамзина: часто пишут, что Николай Михайлович якобы родился в селе Михайловское, близ Бугуруслана, это заблуждение бытует в литературе уже около 150 лет. Я же не раз выступал в печати с доказательствами, что историограф родился в Симбирске, что здесь даже сохранился фундамент его отчего дома. Но, увы, дом его был снесен в 1960-х годах, так как тогда просто не знали, что это бывший дом Карамзиных.

Родовое имение Карамзиных в селе Знаменское после смерти старшего брата писателя стало приходить в запустение, и в начале 20-го века

В.Н. Поливанов съездил туда и выдвинул предложение, как восстановить родовое село Карамзиных. Он предложил земству создать там образцовую народную школу с сельскохозяйственным уклоном, которая и была создана, и село жило нормальной жизнью до 1930-х годов, пока какой-то начальник не разрешил разобрать дом господский и увезти бревна в Майну, чтобы сложить там из них ветеринарную лечебницу. Затем деятели 90-х годов разобрали церквушку села и увезли в Засвияжье, где она теперь и стоит. И наконец, епархиальное начальство в те же 1990-е вывезло из села Знаменское, Карамзино тож, гранитный памятник Василию Михайловичу Карамзину и его дочери Ольге, перевезло на бывшее кладбище Покровского монастыря. Кто-то даже одобряет это нарушение воли любимого брата историографа: так, мол, спасли что осталось. Я же считаю, что это не решение вопроса – таким образом способствуется уничтожению знаменитого родового имения. Как его возродить? Я предлагал создать в этом селе образцовое отделение учебного хозяйства нашей сельскохозяйственной академии. Допускаю, что продажа земель бывшего родового имения Карамзиных может быть проведена на аукционе, но с непременным обязательством нового владельца возвратить старинное село и облагородить старый парк и пруд, и сад на этих плодородных черноземных землях, то есть все чудесные окрестности.

– Иногда с великими именами связана некая путаница, заблуждения. Вот очень много говорят о Карамзине, все ли с ним

ясно?

– Далеко не все! Вот простой пример: в Петербурге был похоронен Карамзин, где поставлено простое гранитное надгробие, а рядом с ним – еще одна могила. И вот все теперь пишут, что похоронены рядом Карамзин и Жуковский, а недавно мой хороший знакомый был в Петербурге и специально сфотографировал это место: там стоят рядом два гранитных надгробия супругов Карамзиных. Представляете? С каким незнанием пишут книги, которые мы потом читаем…

И еще пример: младший сын Карамзина, Владимир, завещал нашему земству капитал в 125 тысяч рублей на устройство благотворительного заведения, то есть на создание образцового хозяйства, больницы, богадельни и т.д. Деньги же были употреблены на создание Карамзинской психоневрологической колонии. Но при этом было нарушено завещание Владимира Николаевича, согласно которому на главном корпусе была установлена мемориальная доска с указанием, что здание построено в память его жены Анны Ильиничны и отца Николая Михайловича. Но лет 70 назад ее сняли и заменили надписью «…имени Карамзина», что дало возможность Михаилу Задорнову после пребывания в Ульяновске, при выступлении на московском телевидении, заявить: «Вот какие коммунисты – додумались назвать психбольницу именем Карамзина!»

– Многие из тех имен, о которых вы сказали ранее, вряд ли знакомы большинству земляков. Не пора ли подумать о том, как сделать их всеобщим достоянием, для молодежи например?

– Надо отдать должное – в нашем крае чтятся деятели, давшие литературе те ли иные важные произведения. Достаточно сказать, что у нас есть музей Гончарова, литературный музей «Дом Языковых», но этого, на мой взгляд, мало.

Например, дом Минаевых стоит позабытый и мало кто о нем знает. Почему там не создать музей? А еще надо нам создавать музей Карамзина, но как это сделать? А вот как! У края общежития УлГПУ сохранился еще фундамент дома Карамзиных, у нас есть все чертежи, мы знаем, как выглядел этот дом в начале 19-го века, знаем его интерьер… Надо его, конечно, восстановить. Дело это недорогое, это не миллиарды и не миллионы – это полстоимости обычного коттеджа, которые строятся сейчас сотнями людей повсеместно.

В общем, нашему городу нужен музей, посвященный не одной личности, а всем тем, о ком я говорил. Этот литературный музей будет важным элементом патриотического воспитания нашего подрастающего поколения.

Беседовал Олег Самарцев.