На территории Ульяновской области, входившей до 1943 г. в состав Куйбышевской, процесс создания народного ополчения был положен 8 июля 1941 года. Этим днем датируется совместное постановление Куйбышевского областного комитета ВКП(б) и Облисполкома депутатов трудящихся об образовании в Куйбышевской области народного ополчения.

Однако на местах массовая работа по созданию народного ополчения началась за несколько дней до официального постановления. Так, в городе Мелекессе Куйбышевской области (ныне г. Димитровград Ульяновской области), начиная с 5 июля 1941 года, на всех предприятиях и учреждениях была развернута агитационно-пропагандистская работа по формированию народного ополчения. В районы отправлялись агитаторы, за каждым из которых закреплялась определенная административно-территориальная единица либо МТС,колхозы и совхозы, фабрики. В райкомах ВКП(б) инструктаж агитаторов был проведен в 20 часов 10 июля 1941 года. В фондах райкомов ВКП(б) хранятся отчеты о проделанной работе направленных агитаторов, из которых видно, что в целом собрания коллективов проходили в оживленной форме. Единственным препятствием стало участие колхозников в сельскохозяйственных работах. Также в документах есть несколько заявлений о вступлении в ополчение, датируемые 7-8 июня, то есть тем временем, когда постановление еще не вышло в свет.

Части народного ополчения формировались во всех учреждениях. Народное ополчение Ульяновского педагогического института, насчитывавшее 33 человека, возглавила Феодосия Александровна Ковтунова, участница гражданской войны, 9 лет прослужившая в РККА.

С середины июля начинается активный процесс создания народного ополчения. Датой окончания этого процесса может послужить директива Куйбышевского обкома ВКП(б) от 31 июля 1941 года «О порядке формирования частей народного ополчения».

В динамике процесс формирования выглядел следующим образом. Например, в г. Мелекессе к 17 июля 1941 года численность ополченцев достигла 945 человек, а через 10 дней, 27 июля, личный состав ополчения включал 1200 человек. Первоначально боевой единицей народного ополчения административного района области стал батальон в составе трех рот. Такое деление сохранилось вплоть до издания вышеупомянутого постановления, когда численность личного состава батальона достигала 1500-2000 человек. К началу августа 1941 года такие батальоны были преобразованы в полки в составе трех батальонов. В каждом полку имелись не только обычные бойцы, но и звенья медико-санитарной службы, группы связистов и разведчиков. Так, полк народного ополчения Сурского района состоял из 1580 человек, в числе которых было 479 женщин.

В Ульяновске народное ополчение на 1 августа 1941 года насчитывало 2500 человек. Однако в этот учет не входили части народного ополчения, сформированные в Володарском (ныне Заволжском) районе города, расположенном на левом берегу Волги.

После формирования боевых единиц личный состав и командование народного ополчения приступили к обучению. Согласно плану, обучение проходило два раза в семидневку и один раз в выходной день в свободное от работы время. Так, в Майнском районе занятия с бойцами народного ополчения в воскресенье проходили утром, а в рабочие дни – после 19 или 20 часов. За успешное обучение и стрелковую подготовку ополченцам объявляли благодарность и награждали.

Согласно постановлению Куйбышевского обкома ВКП(б), примерно с начала августа личный состав ополчения стал использоваться для несения вахтовой охраны в нерабочее время. В большинстве случаев это были группы по 4-6 человек, охранявшие важные объекты, предприятия или учреждения. В тех районных центрах, где партийные, советские учреждения, банки не были взяты под охрану бойцами истребительных батальонов, для этой цели использовались бойцы народного ополчения. 20 июля 1941 года Майнский РК ВКП(б) постановил: командиры батальонов, рот, взводов народного ополчения совместно с руководителями совхозов, МТС, колхозов, предприятий, учреждений и организаций должны установить объекты охраны. При этом подразумевалась ночная охрана. Дежурство в ночное время не освобождало от непосредственной работы. Необходимо учесть, что в военное время рабочий день на предприятиях и учреждениях был увеличен с 8 до 11-12 часов, а в колхозах вообще был лишен определенных временных рамок. Таким образом, участники народного ополчения не считались с личным временем, обеспечивая обороноспособности тыла страны.

Андрей Пашкин,

сотрудник ОГУ «Государственный архив новейшей истории Ульяновской области»