Любовь ДУХАНИНА,

член Общественной палаты РФ

Ульяновские педагоги и родители выпускников голодали в знак протеста против закрытия школ.

24 июня коллективы двух школ Ульяновска объявили голодовку, протестуя против так называемого «плана модернизации системы образования», принятого местными властями. Под благовидным предлогом оптимизации учебного процесса руководство города объявило о необходимости ликвидировать несколько десятков общеобразовательных учреждений. В этом «черном списке» оказались школы №7 и №8.

Голодовка, в которой, помимо педагогов, принимали участие родители и выпускники, завершилась 1 июня. Власти Ульяновска были вынуждены капитулировать и подписать постановление об отказе от плана ликвидации этих школ. Кроме того, протестующие добились восстановления в должности директора школы №7 Ирины Маллямовой, которая была уволена за открытую критику в адрес руководства города.

Казалось бы, конфликт исчерпан. Однако, по мнению ряда экспертов, произошедшие в Ульяновске события могут в той или иной интерпретации повториться и в других регионах. Установка Дмитрия Медведева на проведение всесторонней модернизации российской системы образования понимается руководством на местах весьма своеобразно — исключительно как ликвидация маленьких школ и объединение их с более крупными. Мнения профессиональных коллективов, вынужденных в связи с этим менять место работы, и родителей учащихся, не всем из которых удобно переводить своих детей в другие общеобразовательные учреждения, власти учитывают далеко не всегда.

Кроме того, ходят слухи, что в связи с реформой системы финансирования бюджетных организаций в сфере образования ожидаются массовые сокращения. Пока официальные чиновники не спешат объявлять о масштабах преобразований, в учительском сообществе уже поговаривают, что под угрозой увольнения окажутся десятки тысяч педагогов.

Вся страна с большим беспокойством наблюдала за ситуацией голодовки детей, родителей и учителей в Ульяновске, где объединились коллективы школы №7 и школы №8, подлежащих закрытию. И пытались в такой уже очень обостренной форме заявить свой протест власти по поводу этого решения.

Общественная палата выехала на место событий — встретилась с коллективом педагогов, встретилась с родителями. Попыталась разобраться в сложившейся ситуации.

К сожалению, эта ситуация возникла по двум причинам. Во-первых, демографическая яма, которая привела к тому, что школа, рассчитанная на тысячу детей, на сегодня имеет всего двести с небольшим детей. И вторая проблема, когда в рамках модернизации идет реструктуризация образовательных учреждений и школы реально сливаются, сливаются педагогические коллективы. Для того чтобы создать образовательные учреждения более высокого качества.

Со второй ситуацией не везде справляются местные власти. Потому что решение этих вопросов непростое. Оно требует анализа ситуаций. Того, какие дети и каких семей живут в этом микрорайоне, какой существует социальный запрос и на какое образовательное учреждение, что должно быть в этом микрорайоне: лицей, гимназия, общеобразовательная школа, центр образования. Может быть, в этом микрорайоне не хватает кружков и секций.

Вот только после такого тщательного анализа можно думать, как правильно использовать те помещения, какие есть у школ, и те коллективы, которые в них работают.

К сожалению, мы имеем ситуацию, когда эта работа была сделана очень поспешно без достаточного анализа. И без обсуждения силами общественности, силами родителей, педагогических коллективов перспектив образования в данном микрорайоне.

Такие проблемные ситуации сегодня могут быть в любом регионе России. И все зависит только от квалификации руководителей местной власти. От их умения вести диалог с образованием и с обществом.

Те территории, где этот диалог ведется, где все делается заблаговременно, а не наспех, не имеют таких проблем. И все учителя оказываются, даже в случае слияния школ, трудоустроены. У детей появляется еще больше перспектив на высший уровень образовательных программ.

А вот в случае с Ульяновском так, к сожалению, не произошло.