Прекрасный во всех отношениях город Ульяновск славится своими красавицами, а также коммунистическими традициями. Генеральный директор Ульяновского механического завода №2 Наири Чатинян тоже коммунист и вступил в партию не для эпатажа, а по убеждению. Вот что делает псевдодемократическая чиновничья олигополия с молодыми людьми (Наири Чатиняну всего 33 года) – восстанавливает против власти – и местной и федеральной. Будто немым укором на внешней стене административного корпуса завода висит огромный портрет Сталина.
Проходная Ульяновского механического завода №2 Административное здание Ульяновского механического завода №2 с потретом Сталина
Наири встретил нас в шортах, по-простому, и без кабинетных прелюдий повел смотреть завод. Две недели назад здесь был Геннадий Зюганов, и мы двинулись по его маршруту.
В 1999-ом Наири Чатинян, будучи студентом 4 курса местного университета, стал коммерческим директором некогда мощного предприятия, через год пошел служить в стройбат и из части по телефону продолжал «рулить» финансами завода. А в 2002 был назначен генеральным. Завод тогда валялся на боку, страдая от мародеров всех мастей и производя 8 кранов в месяц. Все последующие годы производство удваивалось, и в предкризисный 2007 достигло 80 кранов в месяц. Исходя из перспектив дальнейшего роста рынка, приобреталось дорогостоящее оборудование, разрабатывались новые модели – планировалось производить 150 машин в месяц. В 2009-ом завод спикировал до 10–15 кранов и в 4 раза сократил число работающих – до 300 человек. До кризиса заплаты у рабочих достигали 40 тыс. рублей, сейчас 18 тыс.
В отличие от других производителей крановой техники Ульяновский механический не стал брать кредиты в трудные времена, а наоборот, расплатился со всеми долгами, за счет сокращения всех возможных расходов сбалансировал свои финансы и теперь спокойно ждет, когда улучшится ситуация в экономике. Впрочем, пассивным ожиданием это назвать нельзя. Идет постоянный поиск новых способов пополнения счетов. Например, вместе с американцами создан ветрогенератор оригинальной конструкции, который работает на территории завода, планируется запустить его в массовое производство, научились делать уличные фонари и лавочки. Но это все мелочи. Есть и крупные дела: буквально на днях достигнута договоренность с итальянской компанией ТСМ о совместном производстве 200-тонных автокранов на серийном четырехосном камазовском шасси, и, внимание, в 40 км от Ульяновска начато строительство завода по производству… пока секрет чего, в октябре мы подробно об этом расскажем.
Ульяновский машиностроительный завод 2 производит 20, 25, 40 и 50-тонные автокраны на шасси КАМАЗ, МАЗ, а также на импортном шасси – VOLVO и других производителей. Но главное – 100-тонные гусеничные краны. Именно под них «заточен» завод. Но есть еще и Джокер в рукаве Ульяновца – 300-тонный гусеничный кран, производство которого начнется, как только будут покупатели. Заезжали недавно на завод специалисты Liebherr и очень удивились тому, что 18 тыс. деталей для этого крана будут производиться здесь, на одном предприятии. Им этого не понять. Наири гордится тем, что Ульяновский механический почти все делает сам и аутсорсингом не страдает. Наоборот, делает множество заказов для других предприятий.
Основной станочный парк завода – это советские станки, которым сносу нет. Но есть и множество единиц новой современной и даже уникальной техники. Например, работают самые большие в России металлорежущие станки (среди крановых предприятий), имеется супер-интеллектуальный сварочный станок Panasonic за 300 тыс. евро, который за смену сегодня выполняет месячную норму (поскольку куплен для других масштабов производства).
супер-интеллектуальный сварочный станок Panasonic супер-интеллектуальный сварочный станок Panasonic
В заводскую столовую Наири идти нам честно не рекомендовал, нечем ей похвастать, разве что стоимостью комплексного обеда – 30 рублей. Рекорд завода «Промтрактор» побит.
А впереди у нас Набережные Челны и КАМАЗ – крупнейшее машиностроительное предприятие России. Но, говорят, по территории завода «Урал», что в Миасе, ходит специальное такси. Кто кого?