Корреспондент «КП» приняла участие в акции областного УВД «Один день из жизни милиции»

Светлана ТАЛЛЕРОВА

Встречают по одежке

Красивые, стройные, ухоженные, со стильными прическами и аккуратным макияжем – словно модели со страниц модного глянцевого журнала! Короткая юбочка с голубой блузкой или платье и… с погонами милиционера. Это вам не пресловутый журналистский прикид – джинсы-рубашка. Очевидно, форма красит не только мужчин… Вот таким было мое первое впечатление от встречи с инспекторами по делам несовершеннолетних отделения милиции № 4 по обслуживанию микрорайона «Новый город» УВД по городу Ульяновску. Впрочем, в особом внимании горожан к девушкам-инспекторам я убедилась на собственном опыте – народ с нескрываемым любопытством разглядывал моих спутниц – Наталью Леонтьеву, Наталью Гильманову и Ларису Сагидулину.

– Иногда, конечно, слышишь шуточки или комплименты в свой адрес, – признаются девушки. – Но бывает, что прохожие на улице подходят к нам и просят посоветовать, что делать или куда обратиться в сложной жизненной ситуации.

Честно говоря, ходить и ездить по городу инспектору приходится довольно много. Рабочий день начинается в 8 часов утра с оперативного совещания в отделе, проще говоря, с «разбора полетов». Затем – «в поля» . Инспекторы ежедневно посещают неблагополучные семьи с несовершеннолетними. Милиционеры проверяют чем заняты дети, накормлены, одеты-обуты ли они, убрано ли в квартире, трезвы ли сегодня мама с папой, устроились ли на работу и так далее.

– На нарушителей составляем административный протокол за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по воспитанию и содержанию детей, – рассказывает Лариса Сагидулина. – Протокол рассматривает комиссия по делам несовершеннолетних. Родителям могут выписать штраф до 300 рублей.

Удивляюсь легкости наказания, но закон есть закон. Подозреваю, что своеобразной «отдушиной» для инспекторов является работа с детьми, которым повезло с родителями больше. А именно проведение бесед и лекций в школах и детских лагерях отдыха, то есть профилактическая работа. Впрочем, об этой стороне деятельности милиции писано-переписано. Но такие моменты как закупка спиртосодержащей продукции, посещение судимых несовершеннолетних и рейд по улицам города после 22.00 во время «комендантского часа» – невозможно пропустить. Пусть даже ценой нескольких часов сна!

Пейте, дети, молоко!

Итак, грузимся в уазик, с двумя Натальями – Леонтьевой и Гильмановой – выезжаем на рейд по торговым точкам. Будем закупать алкоголь. С нами 16-летняя Дарья – школьница, добровольная помощница инспекторов.

– Мы же еще являемся школьными инспекторами, – поясняет Наталья Гильманова. – Некоторых ребят привлекает наша работа, вот мы и берем таких добровольных помощников с собой в рейд. Конечно, только с согласия родителей!

Сегодня для проведения проверки намечены два киоска. Первый – на проспекте Киевском, 9 а. (Кстати, неподалеку две школы.) Я с инспекторами сижу «в засаде» в машине. Даша идет к киоску за пивом. Возвращается…с бутылкой! Продали! И даже паспорт не спросили! Теперь самое время инспекторам приступить к работе – на 22-летнего продавца составляют административный протокол.

– Мне показалось, что девочка совершеннолетняя, – оправдывается продавец. – На вид она старше!

Но отговорки молодого человека не спасут. Протокол направят в Роспотребнадзор. Нарушителя ждет штраф – от 1,5 до 2 тысяч рублей.

– У нас не было такого, чтобы мы пошли в рейд и не составили ни одного протокола за подобные нарушения, – говорят инспекторы. – Иногда поступают жалобы от самих горожан на продажу алкоголя несовершеннолетним конкретными торговыми точками. Обычное оправдание продавцов-нарушителей: дети выглядят старше своих лет.

Действительно, молодежь нынче пошла рослая. Приглядываюсь к Даше – издалека выглядит взросло, но посмотришь в лицо – еще ребенок! То ли выражение глаз выдает, то ли еще что-то неуловимое. В общем, мои наблюдения подтвердились в следующем киоске. На проспекте Созидателей, 28 а инспекторам работы не нашлось. Продавщица и не подумала продавать нашей Даше пиво. Паспорт попросила. Когда я подошла поздравить с успешным прохождением «испытания», женщина поведала:

– У меня пятилетний стаж работы в торговле, я несовершеннолетних по глазам вычисляю!

Все-таки есть положительные исключения! С этой радостным чувством возвращаюсь в отделение милиции, где меня ждет инспектор Лариса Сагидулина.

Один дома

С Ларисой мы едем «навестить» несовершеннолетнюю правонарушительницу. 15-летняя ульяновская школьница осуждена за вымогательство денежных средств (а самые распространенные правонарушения среди малолеток как раз грабежи, кражи, нанесение побоев.)

– Учитывая, что девочка совершила преступление впервые, суд посчитал нужным не давать ей реального наказания, а применить принудительные меры воспитательного воздействия, – пояснила Лариса. – Ответственность по присмотру за несовершеннолетней возложена на ее мать. В качестве дополнительного наказания девочка должна находиться дома с 21.00 до 6.00 часов утра в течение полутора лет. Прошло полгода. Нарушений не было. Приговор суда она исполняет.

Заходим в гости. Судя по обстановке в квартире – ребенок здесь ни в чем не нуждается. Зачем было вымогать у кого-то деньги?! Наказанная девочка с виду просто ангел. Закончила 9 классов, собирается в 10-й. Рассказывает, что помогает родителям по хозяйству, ухаживает за братиком, гуляет с друзьями на улице (конечно, только до 21.00!). В общем, хочется надеяться, что девочка больше не оступится в своей жизни, а также будет придерживаться режима до 21.00 еще год. Ведь тем, кто не выдержал и все-таки опять «учудил», приходится не сладко. За отсутствие осужденного дома в положенное время (родителям – административный штраф до 300 рублей) или за привод в милицию, например, за распитие спиртных напитков, несовершеннолетнему положен так называемый «флажок».

– Это значит нарушение, – поясняет Лариса. – При двух нарушениях инспекторы направляют ходатайство в уголовно-исполнительную инспекцию с просьбой продлить срок условного осуждения.

Не ходите, дети, после 22.00 гулять!

И самое интересное – напоследок. «Комендантский час» в Ульяновске! С 30 марта 2009 года в нашем городе нельзя детям младше 16 лет находится на улице без сопровождения родителей после 22.00. Оказывается, нарушение одной лекцией милиционеров посреди улицы не обходится!

Итак, мы снова загрузились в уазик. В 22.00 выезжаем на рейд вместе с Ларисой Сагидулиной и сотрудниками ППС. Летом на лавочках полно молодежи. В темноте пойди узнай, кому из них нет 16-ти! Пытаюсь советовать милиционерам: «Вон на той лавочке сидят малолетки!» Но стражам порядка, как говорится, «без сопливых солнце светит». И действительно, милиционеры просто поразили меня остротой своего зрения! На темной улице, издали, они «вычислили» двух парнишек, причем, которых мы могли видеть лишь со спины! Остановились, догнали. Есть! Одному 16, но у второго заветный возраст наступит лишь через два месяца. Про «комендантский час» ребята знали, но… лето же, хочется погулять!

– Мы гуляли с другом, шли в магазин за шоколадкой, а потом собирались по домам, – оправдывается 15-летний Артем.

Как бы там ни было, Артема мы забрали с собой на машине в отделение. Его «великовозрастный» друг решил не оставлять товарища в беде и поехал с нами. Уже в милиции Лариса записала объяснения Артема, позвонила его маме. Пока полчаса ждали взволнованную родительницу поговорили о том о сем. Лариса поведала, что однажды в Новом городе во время «комендантского часа» «задержали» целую детскую футбольную команду вместе с тренером и составили 8 протоколов! Вот так-то гулять по Ульяновску после 22.00!

Когда приехала мама Артема, было уже ближе к полуночи. На маму составили административный протокол, который рассмотрит мировой суд. Родителям грозит штраф от 500 рублей.

– Вот отдашь заработанные за лето деньги, – укоряет Артема мама. – Это тебе не в деревне гулять!

– Надо лучше ехать на лето в деревню, – резюмирует Артем.

И почему-то в этой полночной тишине в отделении милиции я невольно почувствовала жалость: к немного испуганному Артему, которому придется расстаться с честно заработанными деньгами (на очередной торговой акции в роли «зазывалы»); к уставшей от будничных забот и хлопот маме; к Ларисе, которая выбрала такую непростую работу… Но только не к себе! Вернуться домой с работы глубоко за полночь «выжатой как лимон», но с чувством, что ты сделал для себя маленькое открытие: вот он какой – один день из жизни инспектора по делам несовершеннолетних!