Все выпуски новостей начинаются с сообщений о том, что из-за засухи гибнут зерновые, а тут ещё и саранча навалилась
— Мы без урожая останемся и цены вверх поползут?
Э. Дрожжев, Красноярск
Из-за погодных аномалий режим чрезвычайной ситуации введён уже в 14 регионах России. Если жара продлится ещё неделю, к этому списку добавится ещё два десятка субъектов РФ. От засухи уже пострадало порядка 9 млн га посевов. Между тем, в Российском зерновом союзе «АиФ» заверили, что, даже несмотря на значительные потери, дефицита зерна у нас не возникнет. В год в стране потребляется 72-74 млн тонн этой продукции, а в 2010 г., даже с учётом потерь от засухи, планируется собрать не меньше этой цифры. Не стоит забывать и о запасах прошлых лет. В закромах сейчас более 20 млн тонн зерна (на 20% больше, чем в прошлом году). По данным Института конъюнктуры аграрного рынка, в 2010 г. ожидается хороший урожай подсолнечника и свекловичного сахара. Площади, засеянные этими культурами, в этом году значительно расширили. В то же время сельхозпроизводители признают, что снижение производства зерна должно вызвать рост цен на него. А это, в свою очередь, сделает более дорогими корма для животноводов (значит, могут подорожать мясо и молоко) и даст хлебопёкам повод поднять цену на свою продукцию.
— Ещё полторы недели назад чиновники прогнозировали, что из-за засухи мы потеряем 5 млн тонн от запланированного урожая, — рассказал «АиФ» Дмитрий Ларионов, эксперт общероссийской общественной организации «Сельская Россия». — Сегодня уже 10 млн тонн. Через неделю будет 15 млн, и далее по восходящей. А как может быть иначе, если в регионах, где введена чрезвычайная ситуация, гибнет 50% урожая?! Ситуация критическая не только в зерновых, но и в мясомолочных хозяйствах. Скот нечем кормить. Где-то его просто выгоняют на поля с гибнущими посевами, чтобы он хотя бы пощипал взошедшие ростки. Значительного роста цен на сельхозпродукцию, скорее всего, удастся избежать. Государство будет контролировать этот рынок (в пострадавших регионах уже пресекают попытки поднять цены на продукты. — Ред.). Но в стране станет ещё больше импортного продовольствия (а этой весной импорт и так увеличивался ежемесячно на 30%), а значит, о попытках обеспечить продовольственную безопасность страны можно будет забыть. Наконец, самое страшное: мелким и средним сельхозор-ганизациям засуха-2010 грозит банкротством. Думаю, что по-настоящему оценить масштаб этого бедствия мы сможем только весной следующего года, перед новой посевной, когда окажется, что ни земли, ни техники у крестьян больше нет: их как залог забрали банки, так как сельхозпроизводители не смогли вернуть взятые кредиты. Государство сейчас, конечно, обещает какую-то помощь. Но пока непонятно, как и из каких источников она будет оказываться: в бюджете денег на это нет (на сельское хозяйство запланировали выделить всего 1% от госказны). В прошлом году чиновники призывали крестьян страховать урожай. Но на что это делать, если хозяйства едва наскребли на посевную?! А те, кто всё же застраховался, сейчас не могут получить возмещение от страховщиков. Такие прецеденты уже есть в Оренбургской области.
Кстати, из-за аномальной жары и отсутствия дождей в некоторых пострадавших регионах живительной влаги не хватает не только растениям, но и людям. Вода просто не идёт из кранов.
— Причин тому две, — рассказал «АиФ» Олег Горин, замглавы администрации Сенгилеевского района Ульяновской области. — Во-первых, из-за малоснежных зим и аномальной жары уровень воды в родниках очень низкий. Во-вторых, вся система водоснабжения находится в крайне изношенном состоянии, а денег на ремонт у местных администраций нет. Мы привозим техническую и питьевую воду 2 раза в день, но её, к сожалению, критически не хватает.