Ульяновские педагоги добились отмены решения о закрытии школ слишком дорогой ценой Голодовка ульяновских учителей закончилась: школы, которые они защищали, не закроют. Между тем проблемы, спровоцировавшие кризис, не решены. А значит, в любой момент может рвануть снова — не здесь, так в другом регионе. Как избежать этого, разбиралась в Ульяновске делегация Общественной палаты из Москвы. Учителя Ульяновской области голодали пять дней. Все это время рядом с ними дежурили врачи “скорой помощи”. Здание ульяновской средней школы №7 им. Веры Кашкадамовой построили около полувека назад. Архитектура с тех пор ушла далеко вперед, но в старом здании царит достойная бедность. Чистенькие лестницы, стены и мебель подремонтированы; актовый зал, где на встречу с председателем Комиссии Общественной палаты по развитию образования Ярославом Кузьминовым и его замом Любовью Духаниной собрались учителя и родители 7-й и 8-й школ, украшен инсталляциями из старых грампластинок и бумажными фигурками-оригами. Школа как школа, если бы не стойкий дух сердечных капель и не напряженность собравшихся. Оно и понятно: успех голодовки дался дорогой ценой, а общая атмосфера, в которой идет оптимизация сети школ, а на деле — их сокращение, так и не очистилась. Да и обещание губернатора Ульяновской области Сергея Морозова не закрывать намеченные к закланию школы, пусть данное публично, так и не подкреплено ни единым документом. Оптимизация с запахом валокордина Конфликт развивался так. 1 июня 2010 года ульяновская горадминистрация объявила, что пять малокомплектных (менее 500 учеников) школ, включая 7-ю и 8-ю, немедленно закрываются, а дети переводятся в другие школы. Свой выбор чиновники объяснили низким качеством образования в четырех из пяти обреченных школах, включая 7-ю, и аварийным состоянием пятой — 8-й. Где-то с их приговором смирились: один из директоров, говорят, даже обрадовался, получив таким образом возможность отправить на пенсию целую группу пожилых учительниц, не пожелавших пройти аттестацию. Но в нескольких школах сочли чиновничье решение несправедливым и стали протестовать. “Когда мы пришли сюда, — рассказала замдиректора по воспитательной работе школы №7 Надежда Селиверстова, — школа представляла собой руины и в буквальном, и в переносном смысле. Порядок наводили сами: за 10 лет из городского бюджета нам ни разу не дали средств на ремонт — только 100 тыс. рублей на починку крыши, хотя в гимназии, где учатся дети местных чиновников, на ремонт выделяли миллионы. Мы дневали и ночевали в школе и постепенно превратили ее в крупный социокультурный центр. Открыли кучу кружков и студий, кинолекторий, создали оркестр — все это в отличие от других школ бесплатно. Одновременно стали дополнительно заниматься с ребятами, готовить их к ЕГЭ: контингент-то у нас социально сложный. В результате оценки ЕГЭ у нас лишь чуть-чуть хуже среднегородских, а неудовлетворительных отметок по русскому языку не было ни одной. Для школы с таким контингентом — это большой успех. Но нас почему-то стали сравнивать с лучшими гимназиями города, а не с начальным уровнем наших детей”, — сокрушается учитель. Столь же несправедливо, по мнению другой участницы голодовки, учителя истории из школы №8 Натальи Пятаевой, обошлись и с ее школой. Причем, прежде чем найти повод закрыть ее, чиновникам пришлось перебрать массу причин: “Сначала нам тоже говорили о низких результатах ЕГЭ. Но мы предъявили отчет, подтверждающий, что средний балл ЕГЭ у нас выше, чем по городу. Тогда они заговорили о недоборе в наших классах. Но эти классы были коррекционными, а там и должно быть меньше детей, чем в обычных. Лишь под конец они нашли к чему прицепиться — к ветхости нашего здания. Здание, и правда, ветхое. Но кто нам долгие годы, как мы ни просили, не выделял на его ремонт средств?” Да и пресловутая малокомплектность, по словам учителей, в известной мере — дело рук самих чиновников: “Слухи о предстоящем закрытии отпугнули многих желающих записаться в обреченные школы. А тех, кто там уже учился, начали выдавливать. Кого-то, как, например, коррекционные кассы из школы №8, без лишних разговоров перевели в другие школы. К другим являлись домой и чуть ли не насильно выдавали личные дела. В итоге та же школа №8 потеряла сразу сотню учеников: до “оптимизации” их было 496, а осталось 400. Все это сделал департамент образования. А теперь нам малое количество детей поставят в укор, как школе №7, — не сомневается Наталья Пятаева. — Да многие бы вернулись к нам хоть завтра. Но боятся, что нас опять закроют, и не идут”. “Не для того я рожала дочку, чтобы ее на всю жизнь изуродовали” Справедливости ради надо признать: в школе №7 после выпуска осталось всего 230 человек. Но это лишь часть правды. Полная правда заключается в том, что это единственная школа на весь микрорайон. А до той, куда велено переводить детей, 4 автобусные остановки или полчаса ходьбы по пересеченной и небезопасной местности микрорайона со скверной социальной репутацией. “Здесь мы живем рядом со школой. А в новую зимой, да еще, если, не дай бог, с портфелем и с лыжами на физкультуру, не дойти, — рассказала одна из мам. — Отпускать дочку страшно: не для того я ее рожала и растила, чтобы какой-нибудь урод ее по дороге подстерег и на всю жизнь изуродовал. А что делать-то? Я ее провожать и встречать не могу — работаю. Мне очень нужна эта школа!” Нужна школа №7 и по другой причине. В отличие от остальных все дополнительные занятия и кружки там по-прежнему бесплатные — и для местных жителей это принципиально. Денег на платные занятия у большинства попросту нет, а кое у кого, признаются родители, нет даже на ежедневный проезд до нового места учебы. Поэтому родители поддержали учителей: собрали в поддержку закрываемых школ более 4 тыс. подписей, лишив чиновников возможности объяснять конфликт действиями школ в своекорыстных интересах: мол, не хотят некоторые директора и учителя терять тепленькие места, а на детей им плевать. “У меня нет денег платить за гимназии, где сплошные поборы. А школы №7 и №8 — последние хорошие средние учебные заведения, где все бесплатно”, — выразила общее мнение одна из мам. Криминальный душок Эти и другие соображения учителя и родители попытались донести до городских чиновников от образования. Но не преуспели. А тут совсем рядом со школой №7 началось строительство крупного торгово-развлекательного центра. Земля там дорогущая — микрорайон находится в центре города. И разгон школы стали связывать со строительством. Тем более что у школы вдруг появились “кураторы”, один из которых, по словам родителей, тут же попытался “приватизировать ее, чтобы превратить в общежитие для строителей”. “Мы толкались во все двери, писали куда могли, но нас не слышали, — рассказала членам Общественной палаты Наталья Пятаева. — Только поэтому мы пошли на голодовку”. Голодовка началась 24 июня, сразу после выпускного вечера, который провели, чтобы не портить детям праздник. И тут же протестующим стали угрожать. Пятаевой, по ее словам, “советовали купить билеты в другой город, поскольку здесь оставаться опасно. Нашу дверь облили кислотой. А мой сын-третьекурсник, как мне пообещали, никогда не перейдет на 4-й курс”. Председателю родительского комитета из той же школы неизвестные предложили купить памятник на могилу. Другой участнице акции — обязательно застраховать свою жизнь: мол, скоро пригодится. Третью предупредили, что она никогда не найдет себе работы в этом городе, а ее ребенок — хорошей школы. Четвертую — что ее выпускница дочь никогда не поступит в вуз. Вот такая пошла оптимизация. “Разрубить этот гордиев узел, — рассказала почетный гражданин Ульяновска Нина Пономарева, — смог только губернатор области Сергей Морозов, пообещавший, что школы №7 и №8 останутся, а 8-ю еще и отремонтируют”. Но проблема до конца не решена, подчеркнула она. И это еще мягко сказано. “Мы все сделали правильно!” Так повелось, что, призывая закрывать школы, чиновники любого уровня обычно ссылаются на интересы детей, которые они таким образом как бы защищают. Вот и зампред правительства Ульяновской области по социальным вопросам Тамара Девяткина, открывая встречу с делегацией Общественной палаты, заявила: “Малокомплектные школы, где учителя совмещают преподавание целого ряда предметов, например химии, физики и биологии, не могут дать учащимся качественного образования”. Вскоре, правда, выяснилось, что учительское совместительство — не единственная и даже не главная причина оптимизации. Ее реальные истоки лежат в экономической, а не в образовательной плоскости и предельно просты: при переходе на подушевое финансирование и новую систему оплаты труда местным властям стало невыгодно содержать школы с небольшим и даже средним контингентом. Того, что им достается из бюджета, не хватает даже на базовую зарплату учителей, ведь “чем меньше школа, тем дороже ученик”, — разъяснила начальник городского управления образования Людмила Соломенко. А это колоссальная головная боль для местных органов управления образования, которым приходится пускать на зарплаты этой части учительства средства, заработанные другими школами, надо думать, теми самыми, где все кружки и дополнительные занятия стали платными. (Как там относятся к отъему кровно заработанного — понятно). “При нормативно-подушевом финансировании, — констатировал замглавы Ульяновска Олег Мидленко, — содержать школы, где на одного учителя приходится мало учеников, нельзя”. И местным властям стало проще не ремонтировать хорошую школу и не поддерживать ту, где успеваемость пониже, но где вытягивают детей из неблагополучных семей, а закрыть их. Что и происходит в действительности. По словам Соломенко, “родители выбирают школу, голосуя за нее ногами. Школы повышенного уровня получили необходимый контингент детей. А те, что рядом остались пустыми, закрываются. Виноваты не чиновники, а реальная обстановка — конкуренция”. При этом, особо подчеркнула чиновница, “наш отдел контроля качества образования заверил, что при оптимизации пяти ульяновских школ нарушений с нашей стороны не было — был только формализм. А что плохого в формализме? Формализм — это соблюдение формы, а это хорошо. Просто сроки оптимизации оказались сжатыми: мы начали разговаривать с обществом с апреля, а документы на закрытие готовить с 6—8 июня. Мы считаем, что сделали все правильно! А вот участники голодовки преследовали корыстные цели. Ее спровоцировали директор, администрация и бухгалтерия, плюс давление политических сил”. Да и голодали-то, подчеркивают в администрации, “не 40 человек, как утверждают участники акции, а лишь двое — остальные только периодически приходили”. Всего-то, дескать, и делов. “Все сделали через определенное место” Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов рассудил по-другому. На четвертый день голодовки он встретился с участниками акции и пообещал, что насильственного разгона школ не будет: 4 намеченные к оптимизации школы сохранятся, а пятая, как и собирались, сольется с другим учебным заведением. Вину же за возникновение конфликта он возложил на местную власть: “Я недоволен действиями отдельных чиновников муниципалитета. Из-за безобразного исполнения своих обязанностей, предписанных нормативными документами, было опошлено правильное дело, а люди были вынуждены таким образом обратить внимание на то, что с ними поступают несправедливо. И они были правы: процедура была нарушена! Экспертная комиссия дала заключения о закрытии пяти школ всего за один день, не уточнив обстановки. А чиновники администрации Ульяновска, вместо того чтобы обсудить проблему с депутатским корпусом, коллективами школ и родителями, сделали все через определенное место — помчались с выпученными глазами и все моментально подписали”. Теперь, заверил губернатор, школу №8 не ликвидируют, а поставят на капремонт. Такое поручение уже дано — детям лишь придется поучиться в другой школе, пока идет ремонт. Судьба же 7-й школы со временем может измениться радикально. По словам губернатора, у него давно была идея создать в системе среднего образования кадетский корпус по подготовке кадров для МЧС. Предварительные переговоры с руководством областного МЧС уже прошли, и оно, дал понять Сергей Морозов, “готово взять на себя создание такого учебного заведения, а при нем центра спасателей”. Для мальчишек из неблагополучных семей это — наилучший выход из положения: реальный шанс вырваться из неблагоприятной среды. Но в будущем, предупредил губернатор, реорганизация и закрытие школ неизбежны, ведь “сейчас именно образование является одной из самых неэффективных отраслей бюджетной сферы: в школах, рассчитанных на 700—1000 мест, учатся по 100—300 детей. Просто проводить их нужно в цивилизованной форме. Поэтому я дал указание предпринять ряд мер. Во-первых, будет подготовлено распоряжение по Ульяновской области по процедуре решения об оптимизации или ликвидации школ. Во-вторых, эти проблемы еще на дальних подступах будет решать особая комиссия во главе с губернатором или его заместителем. В-третьих, я дал поручение уже с этого года при ежегодном принятии бюджета региона представлять примерный план оптимизации — перечень учебных заведений, которые могут закрыться или реорганизоваться в ближайшие три года. Это будет сигналом для родителей и директоров и позволит цивилизованно и спокойно разобраться и подготовить решение — спасать школу или реорганизовывать”. Палата скорой помощи Увы: на фоне недофинансирования образования второй вариант представляется более вероятным. Тогда, считает Ярослав Кузьминов, надо делать следующее: принять закон о том, что здания бывших школ не могут быть изъяты из системы образования; оказать господдержку школам с наихудшими показателями ЕГЭ; учить в школах, намеченных к закрытию, до 9-го класса. По словам Кузьминова, наша проблема “не только в соблюдении закона, но и в отсутствии публичности властей. Важно, чтобы население не питалось слухами, а имело официальный план предстоящих преобразований на 3—4 года. Например, на городском портале. И прежде всего в отношении высвобождающихся зданий: слишком уж волнуются люди, что имущество, вложенное в образование, будет приватизировано. Это фантомная боль 90-х, когда столько всего раздали: достаточно вспомнить детские сады и ПТУ, которые ушли неизвестно куда. Сейчас же ни в коем случае не выпускать эти объекты из системы образования. И это надо закрепить региональным законом, иначе люди не будут верить”. Самый безболезненный путь закрытия проблемных школ — оставлять в них 9 классов, считает Кузьминов: “Зная это заранее, родители и сами заберут из такой школы своих детей — и их интересы совпадут с интересами государства. При этом закрывать школы из-за плохих результатов ЕГЭ нельзя: они отражают не только уровень школы, но уровень образованности родителей. А мы обязаны обеспечить нормальный уровень образования каждому ребенку, в том числе проблемному. Исходя из этого, мы будем рекомендовать программу господдержки 20% школ, показавших самые слабые оценки ЕГЭ. И обязательно — со сменой директора школы и частично команды учителей, чтобы не было стимула получать гранты ни за что. Наконец, учителя должны иметь понятные карьерные перспективы — что-то вроде дорожной карты. А в финансовом отношении чувствовать себя не хуже, чем другие интеллигенты. И в этом отношении Ульяновская область со средней учительской зарплатой в 7—8 тыс. рублей и средней по экономике 12—14 тыс. значительно проигрывает другим российским регионам. Даже начавшаяся оптимизация дала лишь незначительные увеличения зарплат — всего на 0,5—1 тыс. рублей. А ведь учителя традиционно сравнивают свое положение с врачами. В Ульяновской области зарплаты последних уже сейчас составляют около 20 тыс. рублей, а вскоре могут возрасти до 25 тыс. Это огромный разрыв, который будет восприниматься местным учительством как несправедливый”. Все те же грабли Несправедливость и в самом деле становится ключевым словом в отечественном образовании. Частично, как в Ульяновске, — из-за бесцеремонности чиновников, для которых школьники и учителя, по словам Кузьминова, не более чем “единицы бюджетного финансирования или кубики, которые можно легко переставлять”. Однако наряду с локальными голодовка ульяновских учителей высветила и ряд системных проблем. Первое. Вопреки заверениям властей оптимизацию школ вызвали не столько демографические, сколько экономические причины. А закрывают их не из-за “низкого качества образования” (чего проще дать дистанционный урок самого лучшего учителя в любой школе), а из соображений экономии. И об этом пора сказать честно, а не превращать экономику в метаэкономику. Шила в мешке все равно не утаишь. Разговоры о защите интересов ребенка, если он добирается до новой школы полчаса, а там из-за переполненности классов начинает учиться во вторую смену, мягко говоря, не убеждают. Не вызывают ничего, кроме социальной напряженности и попытки “соптимизировать” в одном флаконе гимназию со слабой школой, разбавив эту компанию еще и бывшими учениками коррекционных классов. Результаты такого слияния не пойдут впрок никому: гимназистам достанется меньший объем знаний, а слабые дети, которых начали было вытаскивать в прежних школах, очень быстро превратятся в тихих двоечников. Второе. Негативные последствия экономического и демографического кризиса в школе усугубляются нормативно-подушевым финансированием. Зарплаты учителей, несмотря на оптимизацию, почти не выросли. Властям выгоднее закрывать, а не ремонтировать школы. При этом в числе первых не выдерживают конкуренции школы, где все бесплатно. Отдельная песня — закрывать школы из-за плохих оценок ЕГЭ. Как только этот принцип заработает в масштабах страны, об “объективности” и “беспристрастности” Единого госэкзамена можно будет забыть навсегда: ну какая же школа в трезвом уме и здравой памяти захочет войти в проскрипционные списки?! Третье. То, что сейчас происходит со школами, точь-в-точь повторяет историю с закрытием детских садов пятнадцатилетней давности. Позакрывали тогда из-за ненадобности, а теперь в очереди душится миллион человек. И денег на строительство новых садиков нет. Не получится ли так же с “лишними” школами, причем в отличие от тех же детсадов довольно скоро, поскольку первые ласточки российского бэби-бума пойдут в первый класс всего через 5 лет? И что тогда? Записываться в очередь в школу и давать взятки, чтобы попасть туда вовремя, как сейчас с детскими садами? Или потратить громадные деньги на строительство новых школьных зданий, сэкономив копейки на поддержании имеющихся сейчас, пусть и не набитых детьми под завязку? Марина ЛЕМУТКИНА, Москва—Ульяновск—Москва. В тему На какие меры вы бы пошли, если бы вашу школу решили закрыть? Вита Прокудина, преподаватель алгебры и геометрии, школа №19, Москва: Мы бы стали предпринимать какие-нибудь действия учительским составом, обратились бы в администрацию. Не хочется менять коллектив, терять учеников. Я поддерживаю учителей в Ульяновске, они поступили правильно, но я сама вряд ли бы пошла на такие крайние меры, как забастовка. К тому же многое зависит от количества учеников, я работаю в достаточно большой школе. Если бы учащихся было слишком мало, то, возможно, я бы нормально отреагировала на закрытие школы. Ирина Заболотнова, русский и литература, школа №654, Москва: Учителя нашей школы уже в готовности принять участие в различных акциях протеста, забастовках. В государственных школах сейчас такое творится, что в принципе точка кипения уже пройдена. Оставаться в стороне опасно, иначе образование может совсем загнуться. Ирина Солодова, география, школа №1151, Москва: Я бы пошла на крайние меры. Недавно в Астрахани закрыли Дом юного техника, и 200 преподавателей, работающих в интернатах и селах практически на голом энтузиазме, оказались безработными. Они устроили забастовку и тоже голодали. Я бы бастовала и кричала, ведь так жить больше нельзя. Марина Храмова, география, лицей №2, Саратов: Я зависимый от зарплаты человек и пошла бы на забастовки с коллективом. А что делать? До пенсии еще работать. Я всю жизнь проработала в школе, и что теперь? Люди от отчаяния готовы прибегнуть к любым возможным способам, лишь бы только не потерять работу. Нет никого, вот сами себя и защищаем. Игорь Преображенский, история, школа №19, Москва: Я бы пошел на крайние меры, но не уверен насчет голодовки. Я считаю, что школам не нужно принимать участие в политической борьбе, но если затронуты их личные интересы, то нужно стараться выжить и бороться. Раиса Бабушис, русский и литература, лицей №6, Тамбов: Если целесообразна работа школы, если в этом заинтересованы ученики, то, может, и стоит устраивать протесты. Мы почему-то не думаем о будущем: закрыли детские сады, хотя мест в них не хватает, и через несколько лет не будет хватать и школ. Вот в чем наша проблема. Можно, конечно, бастовать, вот только научить людей думать не так просто. Серафима ГЛУШКО. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Olga
Не понравилась дама из 7ой школы, которая учеников все время "контингентом" называла…
Умоляющий!!!
Заканчивайте вы с этой темой "ОПТИМИЗАЦИЯ"! По второму кругу пошли, и вновь пересказки о героях голодающих- всё уже знаем, всё оценили, в белье порылись, виноватых осудили! я понимаю, что журналистам хлеб, а вам учителя не пора ли отдохнуть, учебный год не за горами…
Умоляющему от неумолимого
Неплохая статья, только 3 поправочки.
Во-первых сроки голодовки – это 7 , а не 5 дней.
Во-вторых, постоянное присутствие скорой помощи – это мифы и легенды наших властей!
Действительно, наведывалась к нам сначала некая «медицина катастроф», перефотографировали всех участников из машины, дали ложные телефоны и отбыли. А когда одной из участниц голодовки стало плохо, то по этим телефонам нам никто не отвечал. Пришлось вызывать обычную неотложку. Машина от властей приезжала по одному разу в день, чтобы проверить кровь на сахар и отметить наши отказы от срочной госпитализации. А неотложки зачастили к нам, начиная с первого дня, уж очень условия были «удобные» для голодания -40 градусов в тени, 60градусов- на Солнце и постоянные извращенные «знаки внимания» со стороны властей! Поэтому на 3-й день диспетчер неотложки уже кричала, как мы им надоели, ведь кроме голодающих им надо и весь город обслуживать. Но 3 машины все-таки прислали. А вот только после этого…
И губернатор, кстати, прибыл к нам на седьмой день, а не на четвертый.
А для скучающих, то надо не на этих форумах сидеть, а сказки про заячью и лисичкину избушку читать! А тема голодовки сейчас для всей страны актуальна – на Яндексе более 20 000 источников, а будет еще больше.
Я Вас умоляю
ЦИТАТА …. условия были «удобные» для голодания -40 градусов в тени, 60градусов- на Солнце …. ЦИТАТА
Ну ВРУТ, НУ ВРУТ! СТЫДНО ВРАТЬ!((((((
Неумолимому
Ну расцветила вашу жизнь голодовка! ну рады мы за вас! Но сколько можно? Других тем, проблем, интересов нет?
Умоляющему и таким же
Знаете что? С одной стороны я вас понимаю- что вас эта тема не коснулась, и вам это все читать до оскомины на зубах надоело! А вот с другой стороны-коснись вас лично какая нибудь тема… ну предположим жизни вашего ребёнка- заговорите СОВСЕМ по другому!…Когда будете пороги оббивать, вас отовсюду выгонять будут, с издевательскими нотками в голосе говорить, что все ваши потуги-это предсмертная агония, и вы все равно ничегошеньки не добьетесь, и "смерть" не избежать!
Мы не герои (а я участник голодовки) и героями становится не будем! А вот что школу отстояли, и здание не отдали, вот тут да- я с гордо поднятой головой хожу. Я ЭТО СДЕЛАТЬ СМОГЛА!!!! И запугивали нас, и угрожали, и на жаре сидели в то время, когда чинуши приезжали и нервы мотать продолжали. Справились! Доказывать никому ничего не будем… голодовка была честная! Да даже если и умер кто нбудь- во время голодовки на жаре, и то бы сказали- в палатке шашлыком подавился!
За нами дети наши были- отступать было некуда, в такие моменты чувство справедливости обострённым становится. Нас на заседании общественной палаты обвинили в том, что мы никчемные матери-раз на глазах у собственных детей умирать собрались , и наши дети нервничают и страдают глядя на это (ЦИТАТА!) … угодайте куда мы их послали? И тут же ЗАТКНУЛИСЬ когда я встала, и сказала, что вот как раз мои дети то и гордятся мной (а это дорогого стоит!), и как они и воду приносили мне, и поочереди полотенца мочили мне на голову, и спать не ложились пока мне на телефон не позвонят и не скажут КАКАЯ У НИХ МАМА! И КАК ОНИ МНОЙ ГОРДЯТСЯ И КАК ОНИ МЕНЯ ЛЮБЯТ!!!
дА О ЧЕМ ЭТО Я? Вам то этого не понять! Сидите у себя в теплых норках, вас не трогают и ладно… Да если и тронут, то вы подвинетесь? :-)))… ну-ну! А вот мы не быдло оказались, и с дебильными выходками не стали мирится! Матерей в угол загнали- вот мы и повели себя как волчицы детей своих защищающие! Огрызнулись что говорится не слабо!…
Обманет нас власть- молчать не будем. Директриссу нашу не уберут, возобновим голодовку! Или опять мы у вас как бельмо на глазу будем? Ошибаетесь, считая нас безсловестним амёбоподобным существом!
А всем остальным- осуждаете нас? Это ваше право… Только когда мы местами поменяемся ( и не важно что за тема будет, а в наше время все возможно) мы, в отличие от вас, постараемся вас поддержать. Мы потому что через это уже прошли! Удачи вам!
Голодающей
А сами то поняли – что защищали? Шаговую доступность школы и отсутствие качества образования? Флаг Вам в руки и барабан на шею! Подрастут дети, пойдут подметать улицы, тогда посмотрите какими словами они вас вспомнят)))
А если хотели похудеть, то могли бы и дома поголодать)))
Nadezhda
Отстаивая свою школу, учителя приостановили регрессный
процесс уничтожения системы образования в г. Ульяновске (а они ставили перед собой такую цель тоже, говоря: нам нужно 10 дней, чтобы остановить процесс "оптимизации" ).
Там, "наверху", тоже задумались: лучше стабильность, чем социальный взрыв.
Эго главный урок для них.
Мы тоже должны сделать вывод: не сидеть сложа руки, а объединяться в борьбе за бесплатность и доступность образования.
Успокаиваться рано!
Что нас с вами ожидало,
см. сообщение № 344
( http://medvedev-da.ru/forum.php?PAGE_NAME=…3508&PAGEN_1=35 )
Вывод
Есть такие люди, которые всегда в состоянии борьбы- от очереди в магазине до голодовки за правое дело. НУ образ жизни такой, не могут иначе!
. Но зачем других обвинять, что не борятся, а живут ровно, спокойно , мудро? ЗАЧЕМ? Зачем будоражить всех? Решайте проблемы спокойнее, не суетитесь……
О!!! Опять пересказывают ! Чтобы заучили что-ли? Уже всё видели, слышали, читали! И даже поддерживали и сочувствовали!
Чем больше вы убеждаете, тем меньше вериться!
дышашему ядом на голодающую
ПОХУДЕТЬ? во ты загнул… при моих 51 кг при росте меньше среднего минус ещё 10 кг? ну да…, могла бы и дома, только что то кроме меня ещё желающие нашлись под жарой и в палатках! Бельмо мы у вас на глазу, вот и из штанов выскакиваете кричамши что мы идиоты!)))
Защищала школу, повторяю, а те кто хотел её отхапать- обломались! Вот вы и злитесь! первые- лакомый дешевый кусочек не получили, а вторые-деньгами карманы не набили. Вот и изрыгаете яд то! Вам лучше пойти рот с мылом прополоскать перед тем, как имена наши в слух произнесёте.
Вывод
Чем больше вы убеждаете, тем меньше вериться!