Появление двух десятков авангардных арт-объектов готовят городу организаторы кузнечного фестиваля «Поющий металл» Кузнечные фестивали проходят в Ульяновске в конце лета уже не первый год. Но если прежде кузнецы демонстрировали горожанам, как в умелых руках металл может запеть, то в этом году фестиваль выйдет на новый уровень. Теперь хранителям древнего кузнечного мастерства придется доказать, что ремесло их вполне современно и даже готово идти на шаг впереди общепризнанного искусства.

Дело в том, что нынешний фестиваль, который пройдет в городе с 12 по 15 августа, станет завершающим этапом большого всероссийского проекта «АрхКузница 2010». В нем кузнецы объединились с архитекторами. Те еще в прошлом году участвовали в конкурсе проектов авангардных архитектурных объектов, которые можно разместить в городе.

По итогам конкурса было отобрано два десятка проектов. Их с успехом презентовали на нескольких всероссийских архитектурных выставках.

Теперь приглашенные в Ульяновск кузнецы должны будут превратить авангардные архитектурные замыслы в реальность.

Всего на фестиваль, сообщил нам один из руководителей кузнечного двора «Корч» Александр Романов, ожидается около 200 гостей – архитекторов и кузнецов. Участники уже начали подготовительную работу к созданию выбранных ими объектов.

А в рамках фестиваля на площади Ленина должна развернуться кузница под открытым небом, где эта работа будет завершена.

Потрудиться кузнецам придется немало – архитекторы предложили арт-объекты приличных размеров. Так, ульяновский «Корч» будет создавать «НеТатлин» – постмодернистскую башню героям авангарда, как назвали свой проект самарские архитекторы Александр и Ольга Филимоновы. Башня представляет собой пирамиду из поставленных друг на друга уменьшающихся стульев. Название ее восходит к работе творившего в начале XX века архитектора Владимира Татлина. Он разработал грандиозный проект башни – памятника III Коммунистическому интернационалу, – превосходившей в полтора раза по высоте Эйфелеву башню. Здание-монумент было задумано как административный центр Коминтерна, готовившего человечество к мировой революции. Проект так и не был реализован и со временем стал символом утопии создания мира, где все равны и царит всеобщая справедливость.

Станет ли ульяновский «НеТатлин» символом современного мира победившего капитализма, где каждый старается вскарабкаться повыше на свою табуретку, покажет время. Но уже сейчас понятно, что пройти мимо кованой башни из стульев ульяновцы не смогут хотя бы потому, что высота ее, по словам Александра Романова, должна составить 3,5-4 метра.

И большинство других, предложенных кузнецам к исполнению объектов, как и положено авангарду, будут вызывающе привлекать к себе внимание они спроектированы примерно в таких же масштабах.

Пока сложно предсказать ответную реакцию горожан на авангардный вызов. Слабым местом подготовки фестиваля можно назвать выбор территории, где будут размещены новые архитектурные объекты. Видимо, увлекшись поездками с «АрхКузницой» по всероссийским мероприятиям, организаторы оставили напоследок вопрос о том, куда же немаленькие объекты ставить. Между тем места для размещения объектов должны подбираться очень тщательно,чтобы ульяновцы не отвергли всегда остающийся неоднозначным авангард.

Лидия Пехтерева